ИЗМЕНЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ ЭЛЕТРОСТИМУЛЯЦИИ
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-2-78-81
Аннотация
Цель. Установить влияние транскраниальной электростимуляции на стрессоустойчивость студентов, оцениваемую по тесту Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой.
Материалы и методы. Наблюдения выполнены на 127 студентах-медиках в возрасте 19-22 лет, из них − 50 юношей и 77 девушек. Все испытуемые были практически здоровы. Испытуемые были разделены на основную группу (78 человек) и группу сравнения (49 человек). Студенты основной группы проходили транскраниальную электростимуляцию (ТЭС): 22 человека 2 сеанса в неделю, 56 человек 5 сеансов в неделю. Уровень стрессоустойчивости в основной группе определяли тестом Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой до ТЭС и после курса ТЭС. В группе сравнения уровень стрессоустойчивости определяли в те же сроки. ТЭС проводили на аппарате «Трансаир-03». Результаты исследования при помощи компьютерной программы «STATISTIKA 6,0» определяли на нормальность распределения и обрабатывали параметрическими методами.
Результаты. В группе сравнения испытуемые имели средний и высокий уровни стрессоустойчивости. Достоверных изменений значений уровней стрессоустойчивости в исходном состоянии и через неделю не было. После двух сеансов ТЭС количество студентов со средним уровнем стрессоустойчивости уменьшилось на 3 человека, а количество студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости увеличилось на 3 человека. Статистически значимых различий значений в уровнях стрессоустойчивости у них не было. Пять сеансов ТЭС у 26 человек повышали уровень стрессоустойчивости со среднего до высокого. Количество баллов после ТЭС уменьшалось на 10,3%, что свидетельствовало о повышении уровня стрессоустойчивости. Гендерных различий не было. Согласно интерпретации результатов тестирования по Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой, высокий уровень стрессоустойчивости выделялся у 13 испытуемых на уровень «выше среднего», у 2 как «высокий». После 5 сеансов ТЭС у 15 человек уровень обозначен «выше среднего», у 19 − «высокий», у 7 человек как «очень высокий».
Заключение. Таким образом, уровень стрессоустойчивости у практически здоровых студентов медиков обоего пола в конце учебного года достоверно повышается после 5 сеансов ТЭС в неделю. Испытуемые, которые до ТЭС имели средний и высокий уровни стрессоустойчивости, после ТЭС приобретали высокий уровень стрессоустойчивости, который к тому же изменялся качественно: возрастал «собственно высокий уровень» и появлялся «очень высокий уровень» стрессоустойчивости.
Об авторах
А. Х. КадеРоссия
Каде Азамат Халидович
350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4
С. К. Ахеджак-Нагузе
Россия
350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4
Список литературы
1. Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. Медицинские новости. 2015; 8: 75-77.
2. Лишманов Ю.Б., Маслов Л.Н., Нарыжная А.В., Пей ЖанМинг, Колар Ф., Жанг И., Портниченко А.Г., Ванг Х. Эндогенная опиоидная система как звено срочной и долговременной адаптации организма к экстремальным воздействиям, перспективы клинического применения опиоидных пептидов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 6: 74-82.
3. Занин С.А., Каде А.Х., Кадомцев Д.В., Пасечникова Е.А., Голубев В.Г., Плотникова В.В., Шаров М.А., Азаркин Е.В., Кочарян В.Э. ТЭС-терапия. Современное состояние проблемы. Современные проблемы науки и образования. 2017; 1: 58.
4. Зюзина Н.А., Елисеева Л.Н., Каде А.Х. Повышение эффективности гипотензивной терапии с помощью транскраниальной электростимуляции. Сборник Лебедев В.П., редактор. Транскраниальная электростимуляция. Экспериментально-клинические исследования. СПб. 2009. 237-244.
5. Каде А.Х., Туровая А.Ю., Губарева Е.А., Вчерашнюк С.П., Ковальчук О.Д. Влияние ТЭС-терапии на динамику клинических показателей у студентов со стресс-индуцированной артериальной гипертензией. Успехи современного естествознания. 2011. 5: 131.
6. Каде А.Х., Ковальчук О.Д., Туровая А.Ю., Губарева Е.А. Возможность применения транскраниальной электростимуляции для купирования стресс-индуцированной артериальной гипертензии у студентов вузов. Фундаментальные исследования. 2013. 5-1: 79-81; URL: https: //www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31463 (дата обращения: 22.01.2018
7. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Геликон; 1995. 220 с.
Рецензия
Для цитирования:
Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К. ИЗМЕНЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ ЭЛЕТРОСТИМУЛЯЦИИ. Кубанский научный медицинский вестник. 2018;25(2):78-81. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-2-78-81
For citation:
Kade A.Kh., Akhedzhak-Naguze S.K. THE CHANGE IN STRESS RESISTANCE OF THE STUDENTS WHEN APPLYING TRANSCRANIAL ELECTROSTIMULATION. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2018;25(2):78-81. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-2-78-81