Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Интегрированная учебная программа: современная инновационная стратегия в медицинском образовании

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-4-51-61

Аннотация

В традиционном виде медицинское образование начинается с изучения фундаментальных дисциплин с последующим переходом к занятиям на клинических кафедрах. Преподавание фундаментальных дисциплин осуществляется в виде отдельных курсов, без организованной координации на межкафедральном уровне. Интегрированная модель учебной программы представляет собой инновационную стратегию в подготовке медицинских специалистов, которая включает ряд принципиальных характеристик. Обучение акцентировано на формировании клинических компетенций посредством приобретения практических и коммуникативных навыков начиная с первого курса, преподавания фундаментальных дисциплин в контексте задач медицинской практики и привлечения клиницистов к чтению лекций по базисным аспектам медицинских знаний. Фундаментальные дисциплины изучаются в интегрированном виде в рамках учебных модулей, ориентированных вокруг отдельных систем организма, что способствует более комплексному пониманию взаимосвязей между структурой и функцией и многообразия механизмов развития заболеваний. Интегрированная программа нацелена на изучение наиболее важных концепций и системных закономерностей, а не на запоминание отдельных фактов, поэтому она способствует снижению информационной перегруженности студента в эпоху стремительного развития медицинской науки и технологий. Ее ключевым элементом является обсуждение клинической истории болезни (виртуального пациента) в небольшой группе студентов, в процессе которого определяются аспекты фундаментальных знаний, необходимые для оказания квалифицированной помощи больному в данной ситуации. Проведение занятий по данному принципу способствует развитию навыкoв клинического мышления и коллективной работы над решением конкретной задачи. Процесс обучения становится активным по своей сути, имея в виду самостоятельную роль студентов в организации обсуждения, определении перечня вопросов для подготовки к занятиям и поиска необходимой информации. В результате стимулируется мотивация к целенаправленному приобретению фундаментальных знаний, востребованных в клинической практике. Интегрированная учебная программа, таким образом, имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционной моделью медицинского образования и является эффективным инструментом для развития профессиональных качеств, необходимых для успешной клинической деятельности в современных условиях.

Об авторе

О. Е. Осадчий
Университет Ольборга
Дания

Осадчий Олег Евгеньевич — доктор медицинских наук, доцент кафедры медицинских наук и технологий медицинского факультета

Фредрик Байерс Вай 7Е, Ольборг 9220
тел.: +45 60 54 72 24 



Список литературы

1. Flexner A. Medical education in the United States and Canada: a report to the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. New York: Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1910.

2. Cooke M., Irby D.M., Sullivan W., Ludmerer K.M. American medical education 100 years after the Flexner report. N. Engl. J. Med. 2006; 355(13): 13391344. DOI: 10.1056/NEJMra055445

3. Koens F., Custers E., Ten Cate O. Clinical and basic science teachers’ opinions about the required depth of biomedical knowledge for medical students. Med. Teach. 2006; 28(3): 234–238. DOI: 10.1080/01421590500271183

4. Bandiera G., Boucher A., Neville A, Kuper A., Hodges B. Integration and timing of basic and clinical sciences education. Med. Teach. 2013; 35(5): 381–387. DOI: 10.3109/0142159X.2013.769674

5. Calkins S., Johnson N., Light G. Changing conceptions of teaching in medical faculty. Med. Teach. 2012; 34(11): 902–906. DOI: 10.3109/0142159X.2012.720050

6. Densen P. Challenges and opportunities facing medical education. Trans. Am. Clin. Climatol. Assoc. 2011; 122: 48–58.

7. Ahmed K., Ashrafian H. Life-long learning for physicians. Science. 2009; 326(5950): 227. DOI: 10.1126/science.326_227a

8. Pickering G. Against multiple choice questions, Med. Teach. 1979; 1(2): 84–86. DOI: 10.3109/01421597909019397

9. Graffam B. Active learning in medical education: strategies for beginning implementation. Med. Teach. 2007; 29(1): 38–42. DOI: 10.1080/01421590601176398

10. Khogali S.E. Team-based learning: a practical guide. Med. Teach. 2013; 35(2): 163–165. DOI: 10.3109/0142159X.2013.759199

11. Crosby J. Learning in small groups. Med. Teach. 1996; 18(3): 189–202. DOI: 10.3109/01421599609034160

12. Cox K. Knowledge which cannot be used is useless. Med. Teach. 1987; 9(2): 145–154. DOI: 10.3109/01421598709089928

13. Pallie W., Carr D.H. The McMaster medical education philosophy in theory, practice and historical perspective. Med. Teach. 1987; 9(1), 59–71. DOI: 10.3109/01421598709028981

14. Brauer D.G., Ferguson K.J. The integrated curriculum in medical education: AMEE Guide No. 96. Med. Teach. 2015; 37(4): 312–322. DOI: 10.3109/0142159X.2014.970998

15. Quintero G.A., Vergel J., Arredondo M., Ariza M.C., Gomez P., Pinzon-Barrios A.M. Integrated medical curriculum: advantages and disadvantages. J. Med. Educ. Cur. Dev. 2016; 3(1): 133–137. DOI: 10.4137/JMECD.S18920

16. Wijnen-Meijer M., ten Cate O., Rademakers J.J., van der Schaaf M., Borleffs J.C. The influence of a vertically integrated curriculum on the transition to postgraduate training. Med. Teach. 2009; 31(11): e528–e532. DOI: 10.3109/01421590902842417

17. Wijnen-Meijer M., ten Cate O., van der Schaaf M., Borleffs J.C. Vertical integration in medical school: Effect on the transition to postgraduate training. Med Educ. 2010; 44(3): 272–279. DOI: 10.1111/j.13652923.2009.03571.x

18. Harden R.M., Laidlaw J.M., Ker J.S., Mitchell H.E. AMEE Medical Education Guide No. 7: Task-based learning: An educational strategy for undergraduate, postgraduate and continuing medical education. Med. Teach. 1996; 18(2): 91–98. DOI: 10.3109/01421599609034140

19. Ambrose S.A., Bridges M.W., DiPietro M., Lovett M.C., Norman M.K. How learning works: seven research-based principles for smart teaching. 2010; San Francisco, CA: Jossey-Bass. 301 р.

20. Gibbs G., Habeshaw S., Habeshaw T. Improving student learning during lectures. Med. Teach. 1987; 9(1): 11–20. DOI: 10.3109/01421598709028976

21. Richards J.B., Hayes M.M., Schwartzstein R.M. Teaching clinical reasoning and critical thinking: from cognitive theory to practical application. Chest. 2020. 3692(20): 31449. DOI: 10.1016/j.chest.2020.05.525

22. Karakitsiou D.E., Markou A., Kyriakou P., Pieri M., Abuaita M, et al. The good student is more than a listener — the 12+1 roles of the medical student, Med. Teach. 2012; 34(1): e1–e8. DOI: 10.3109/0142159X.2012.638006

23. Harden R.M., Laidlaw J.M. Be FAIR to students: four principles that lead to more effective learning. Med. Teach. 2013; 35(1): 27–31. DOI: 10.3109/0142159X.2012.732717

24. Harden R.M. The integration ladder: a tool for curriculum planning and evaluation. Med. Educ. 2000; 34(7): 551–557. DOI: 10.1046/j.1365-2923.2000.00697.x

25. Harden R.M. AMEE Guide No. 14: Outcome-based education: part 1 — an introduction to outcome-based education. Med. Teach. 1999; 21(1): 7–14. DOI: 10.1080/01421599979969

26. Frank J.R., Snell L.S., Cate O.T., Holmboe E.S., Carraccio C., Swing S.R., et al. Competency-based Medical Education: Theory to Practice. Med. Teach. 2010; 32(8): 638–645. DOI: 10.3109/0142159X.2010.501190


Рецензия

Для цитирования:


Осадчий О.Е. Интегрированная учебная программа: современная инновационная стратегия в медицинском образовании. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(4):51-61. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-4-51-61

For citation:


Osadchii O.E. Integrated curriculum: a contemporary innovation strategy in medical education. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2020;27(4):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-4-51-61

Просмотров: 699


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)