Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Отдаленные результаты слухоречевых реабилитационных мероприятий у больных с кохлеарными имплантами

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-53-69

Аннотация

Введение. Кохлеарная имплантация является на сегодня наиболее результативным способом слухоречевой реабилитации детей с выраженными формами сенсоневральной тугоугости и глухотой, но остается ряд дискутабельных вопросов, касающихся сроков проведения оперативного вмешательства и моно- и билатерального варианта имплантации.

Цель исследования — оценить отдаленные результаты слухоречевой реабилитации при моно- и билатеральной кохлеарной имплантации у детей в зависимости от сроков проведения оперативного вмешательства.

Методы. Использованы критерии балльной оценки слухоречевой реабилитации «Языкового этапа развития восприятия речи и формирования собственной речи» и «Этапа развития понимания связной речи и сложных текстов» у детей с моно- и билатеральной кохлеарной имплантацией. В ретроспективном исследовании использованы результаты слухоречевой реабилитации 98 пациентов по истечению длительного периода после проведенного оперативного вмешательства. Детальный анализ показателей, характеризующих владение основными компонентами языковой системы и устной речью, был проведен по 12 критериям освоения навыков при участии психоневрологов и сурдопедагогов. Статистические расчеты по результатам оценки слухоречевой реабилитации выполнены в программе Excel 2010 MS.

Результаты. Анализ результатов слухоречевой реабилитации у детей при билатеральной кохлеарной имплантации, оцененный в отдаленном периоде в соответствии с критериями «Языкового этапа развития восприятия речи» позволил продемонстрировать, что такие навыки, как развитие слуховой памяти, накопление активного (экспрассивного) словаря, развитие диалогической речи и совершенствование голосового контроля, более чем на 50% положительно отличают возрастную группу прооперированных до 3-летнего возраста. Для пациентов с монолатеральной кохлеарной имплантацией отличительными признаками слухоречевой реабилитации выступили дополнительно развитие понимания устной речи слухо-зрительно и на слух и развитие связной речи (отличия составили более 60% в отношении прооперированных после 7 лет). Окончательный анализ «Этапа развития понимания связной речи и сложных текстов», проведенный по трем критериям оценки, позволил подытожить реабилитационные мероприятия у пациентов с кохлеарной имплантацией, подтвердить целесообразность ранних сроков проведения операции и сформировать дальнейшее направление социализации пациентов с кохлеарной имплантацией.

Заключение. Применение балльной методики комплексной оценки результативности реабилитационного периода у пациентов после проведения кохлеарной имплантации по ряду основных показателей позволяет получить более полную картину овладения слухоречевыми навыками. Детальная оценка владения основными компонентами языковой системы и устной речью как основными средствами общения позволила подтвердить целесообразность проведения билатеральной кохлеарной имплантации детям до 3-летнего возраста. Использование результатов проведенного исследования было реализовано на дальнейших этапах социализации пациентов с кохлеарной имплантацией.

Об авторах

Л. А. Лазарева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Лазарева Лариса Анатольевна — доктор медицинских наук; профессор кафедры ЛОР-болезней КубГМУ.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063, тел: +7 (918) 486-86-80


С. А. Азаматова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; Адыгейский республиканский центр реабилитации слуха государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея Адыгейская республиканская клиническая больница
Россия

Азаматова Саида Аслановна — врач — сурдо-лог-оториноларинголог Адыгейского республиканского центра реабилитации слуха Адыгейская РКБ, заочный аспирант кафедры ЛОР-болезней КубГМУ.

Ул. Жуковского, д. 4, г. Майкоп, 385000



С. Л. Коваленко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; Городской сурдологический кабинет государственного бюджетного учреждения здравоохранения Детская городская поликлиника № 1 города Краснодара Министерства здравоохранения Краснодарского края
Россия

Коваленко Светлана Леонидовна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры ЛОР-болезней КубГМУ; врач — сурдолог-оториноларинголог городского сурдологического кабинета, ДГП № 1 города Краснодара.

Ул. Тургенева, д. 23, г. Краснодар, 350004



И. С. Элизбарян
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Элизбарян Игорь Семенович — ординатор 2-го года обучения кафедры ЛОР-болезней КубГМУ.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063



Список литературы

1. Turunen-Taheri S., Carlsson P.I., Johnson A.C., Hell-strom S. Severe-to-profound hearing impairment: demographic data, gender differences and benefits of au-diological rehabilitation. Disabil. Rehabil. 2019; 41(23): 2766-2774. DOI: 10.1080/09638288.2018.1477208

2. Sharma S.D., Cushing S.L., Papsin B.C., Gordon K.A. Hearing and speech benefits of cochlear implantation in children: A review of the literature. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2020; 133: 109984. DOI: 10.1016/j.ijporl.2020.109984

3. Chen Y., Wong L.L.N. Speech perception in Mandarin-speaking children with cochlear implants: A systematic review. Int. J. Audiol. 2017; 56(sup2): S7-S16. DOI: 10.1080/14992027.2017.1300694

4. Blanchard M., Thierry B., Glynn F., De Lamaze A., Garabedian E.N., Loundon N. Cochlear implant failure and revision surgery in pediatric population. Ann. Otol. Rhinol. Laryngol. 2015; 124(3): 227-231. DOI: 10.1177/0003489414551931

5. Дайхес Н.А., Диаб Х.М., Пащинина О.А., Кондратчиков Д.С., Юсифов К.Д., Умаров П.У., Сираева А.Р. Сложные случаи кохлеарной имплантации. Альманах клинической медицины. 2016; 44(7): 821-827. DOI: 10.18786/2072-0505-2016-447-821-827

6. Диаб Х.М., Корвяков В.С., Каибов А.А., Пащинина О.А., Мачалов А.С., Терехина А.И. Кохлеарная имплантация при отосклерозе с IV степенью тугоухости и глухотой. Российская оториноларингология. 2019; 18(5(102): 74-81. DOI: 10.18692/18104800-2019-5-74-81

7. Kari E., Go J.L., Loggins J., Emmanuel N., Fisher L.M. Abnormal Cochleovestibular Anatomy and Hearing Outcomes: Pediatric Patients with a Questionable Cochleovestibular Nerve Status May Benefit from Cochlear Implantation and/or Hearing Aids. Audiol. Neurootol. 2018; 23(1): 48-57. DOI: 10.1159/000488793

8. Birman C.S., Brew J.A., Gibson W.P., Elliott E.J. CHARGE syndrome and Cochlear implantation: difficulties and outcomes in the paediatric population. Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2015; 79(4): 487-492. DOI: 10.1016/j.ijporl.2015.01.004

9. Fletcher K.T., Horrell E.M.W., Ayugi J., Irungu C., Muthoka M., Creel L.M., Lester C., Bush M.L. The Natural History and Rehabilitative Outcomes of Hearing Loss in Congenital Cytomegalovirus: A Systematic Review. Otol. Neurotol. 2018; 39(7): 854-864. DOI: 10.1097/MAO.0000000000001861

10. Hoey A.W., Pai I., Driver S., Connor S., Wraige E., Jiang D. Management and outcomes of cochlear implantation in patients with congenital cytomegalovirus (cCMV)-related deafness. Cochlear. Implants. Int. 2017; 18(4): 216-225. DOI: 10.1080/14670100.2017.1315510

11. Quittner A.L., Cruz I., Barker D.H., Tobey E., Eisenberg L.S., Niparko J.K.; Childhood Development after Cochlear Implantation Investigative Team. Effects of maternal sensitivity and cognitive and linguistic stimulation on cochlear implant users’ language development over four years. J. Pediatr. 2013; 162(2): 343-348.e3. DOI: 10.1016/j.jpeds.2012.08.003

12. Sahli A.S. Developments of children with hearing loss according to the age of diagnosis, amplification, and training in the early childhood period. Eur. Arch. Otorhinolaryngol. 2019; 276(9): 2457-2463. DOI: 10.1007/s00405-019-05501-w

13. YoshinagaItano C., Sedey A.L., Wiggin M., Mason C.A. Language Outcomes Improved Through Early Hearing Detection and Earlier Cochlear Implantation. Otol. Neurotol. 2018; 39(10): 1256-1263. DOI: 10.1097/MAO.0000000000001976

14. Cowan R.S.C., Edwards B., Ching T.Y.C. Longitudinal outcomes of children with hearing impairment (LOCHI): 5 year data. Int. J. Audiol. 2018; 57(sup2): S1-S2. DOI: 10.1080/14992027.2018.1458703

15. Incerti P.V., Ching T.Y.C., Hou S., Van Buynder P., Flynn C., Cowan R. Programming characteristics of cochlear implants in children: effects of aetiology and age at implantation. Int. J. Audiol. 2018; 57(sup2): S27-S40. DOI: 10.1080/14992027.2017.1370139

16. Geers A.E., Mitchell C.M., Warner-Czyz A., Wang N.Y., Eisenberg L.S; CDaCI Investigative Team. Early Sign Language Exposure and Cochlear Implantation Benefits. Pediatrics. 2017; 140(1): e20163489. DOI: 10.1542/peds.2016-3489

17. Polonenko M.J., Papsin B.C., Gordon K.A. Limiting asymmetric hearing improves benefits of bilateral hearing in children using cochlear implants. Sci. Rep. 2018; 8(1): 13201. DOI: 10.1038/s41598-018-31546-8

18. Gordon K.A., Cushing S.L., Easwar V., Polonenko M.J., Papsin B.C. Binaural integration: a challenge to overcome for children with hearing loss. Curr. Opin. Otolaryngol. Head. Neck. Surg. 2017; 25(6): 514-519. DOI: 10.1097/MOO.0000000000000413

19. Marsella P., Giannantonio S., Scorpecci A., Pianesi F., Micardi M., Resca A. Role of bimodal stimulation for auditory-perceptual skills development in children with a unilateral cochlear implant. Acta. Otorhinolaryngol. Ital. 2015; 35(6): 442-448. DOI: 10.14639/0392-100X-617

20. Sheffield S.W., Haynes D.S., Wanna G.B., Labadie R.F., Gifford R.H. Availability of binaural cues for pediatric bilateral cochlear implant recipients. J. Am. Acad. Audiol. 2015; 26(3): 289-298. DOI: 10.3766/jaaa.26.3.8

21. Warren S.E., Dunbar M.N. Bimodal Hearing in Individuals with Severeto-Profound Hearing Loss: Benefits, Challenges, and Management. Semin. Hear. 2018; 39(4): 405-413. DOI: 10.1055/s-0038-1670706

22. Gifford R.H., Dorman M.F. Bimodal Hearing or Bilateral Cochlear Implants? Ask the Patient. Ear. Hear. 2019; 40(3): 501-516. DOI: 10.1097/AUD.0000000000000657

23. Choi J.E., Moon I.J., Kim E.Y., Park H.S., Kim B.K., Chung W.H., Cho Y.S., Brown C.J., Hong S.H. Sound localization and speech perception in noise of pediatric cochlear implant recipients: bi-modal fitting versus bilateral cochlear implants. Ear. Hear 2017; 38(4): 426-440. DOI: 10.1097/AUD.0000000000000401

24. Erdem B.K., Qiprut A. Evaluation of speech, spatial perception and hearing quality in unilateral, bimodal and bilateral cochlear implant users. Turk. Arch. Oto-rhinolaryngol. 2019; 57(3): 149-153. DOI: 10.5152/tao.2019.4105

25. Galvin K.L., Mok M. Everyday listening performance of children before and after receiving a second cochlear implant: results using the parent version of the speech, spatial, and qualities of hearing scale. Ear. Hear. 2016; 37(1): 93-102. DOI: 10.1097/AUD.0000000000000226


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Лазарева Л.А., Азаматова С.А., Коваленко С.Л., Элизбарян И.С. Отдаленные результаты слухоречевых реабилитационных мероприятий у больных с кохлеарными имплантами. Кубанский научный медицинский вестник. 2021;28(1):53-69. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-53-69

For citation:


Lazareva L.A., Azamatova S.A., Kovalenko S.L., Elizbaryan I.S. Long-term outcome of oral-aural rehabilitation in patients with cochlear implants. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2021;28(1):53-69. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-53-69

Просмотров: 792


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)