Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122
Аннотация
Введение. Психическое и физическое здоровье школьника напрямую связано с эмоциональной безопасностью образовательной среды, которая в последнее время приобретает новые формы. Внедрение в практику образования дистанционного обучения, инновационных компьютерных технологий не может не оказывать влияния на психоэмоциональное состояние учащихся.
Цель исследования — изучить психоэмоциональное состояние младших (9–11 лет) и старших (12–17 лет) школьников города Краснодара при дистанционной форме обучения в зависимости от типа образовательного учреждения (школа-гимназия, средняя общеобразовательная школа), пола и возраста.
Методы. В исследовании принял участие 341 школьник средних общеобразовательных школ (СОШ) и 429 учащихся школ-гимназий младших (9–11 лет) и старших (12–17 лет) возрастных групп города Краснодара. Для оценки психоэмоционального состояния использованы шкала самооценки и тревоги Спилберга — Ханина (STAI) и опросник WHO5 — Индекс общего самочувствия. Для выявления связи психоэмоциональных нарушений с социально-демографическими факторами применена специализированная анкета (СА), включающая в себя демографические и социальные вопросы. Опросники и анкеты заполнялись учащимися дважды — во время очного посещения школьниками учебных заведений и через 2 месяца, в конце периода дистанционного обучения.
Результаты. У 83,9% учащихся школ-гимназий и у 85,3% школьников СОШ превалировал умеренный и высокий уровень личностной тревожности при низком уровне реактивной тревоги. Уровень тревожности и показатели индекса общего самочувствия (WHO5) практически не зависели от типа школы и возрастной группы, но зависели от гендерных факторов — умеренная личностная тревожность превалирует у мальчиков, высокая — у девочек. Выявлено, что во время дистанционного обучения у всех школьников увеличилось время, проведенное за компьютером и смартфоном.
Заключение. Выявлено отсутствие негативного влияния кратковременного дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников города Краснодара. Данный результат может быть связан с тем, что во время дистанционного обучения, находясь дома, школьники испытывают меньшее эмоциональное напряжение, имея возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и находиться в комфортной для себя обстановке. О том, как в перспективе это может сказаться на психическом развитии, социальных навыках и познавательных потребностях школьников, сейчас прогнозировать сложно.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ЗаболотскихРоссия
Заболотских Наталья Владимировна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
тел.: +7 (918) 121-61-51
Е. Ю. Выродова
Россия
Выродова Екатерина Юрьевна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
А. О. Дорошева
Россия
Дорошева Анжелика Олеговна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
М. А. Семерджян
Россия
Семерджян Мария Акоповна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Н. Э. Симонян
Россия
Симонян Надежда Эдуардовна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
М. В. Шамаева
Россия
Шамаева Мария Владимировна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
А. Р. Артюшкова
Россия
Артюшкова Анастасия Романовна — школьница, ученица 11 «Б» класса
ул. 30-й Иркутской дивизии, д. 1, г. Краснодар, 350080
Список литературы
1. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. Психология и психотехника. 2013; 9: 897–902. DOI: 10.7256/24540722.2013.9.9375
2. Березина Т.Н. Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты). Современное образование. 2015; 1: 53–68. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13912
3. Eaton W.W., Bienvenu O.J., Miloyan B. Specific phobias. Lancet Psychiatry. 2018; 5(8): 678–686. DOI: 10.1016/S2215-0366(18)30169-X
4. Кузнецова Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019; 18 3(41): 91–93. DOI: 10.20310/1810-231X-2019-18-3(41)-91-93
5. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся. Начальное образование. 2017; 5 (1): 25–28. DOI: 10.12737/24459
6. Zorn J.V., Schür R.R., Boks M.P., Kahn R.S., Joëls M., Vinkers C.H. Cortisol stress reactivity across psychiatric disorders: A systematic review and meta-analysis. Psychoneuroendocrinology. 2017; 77: 25–36. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2016.11.036
7. Овчаренко Л.С., Шелудько Д.Н., Вертегел А.А. Влияние психоэмоционального перенапряжения у детей младшего школьного возраста на частоту рекуррентных заболеваний респираторного тракта и функциональное состояние миокарда. Здоровье ребенка. 2017; 12(7): 760–767. DOI: 10.22141/2224-0551.12.7.2017.116180
8. Пахалкова А.Н. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды. Психолог. 2015; 1: 44–65. DOI: 10.7256/24098701.2015.1.13783
9. Находкин В.В., Кривошапкина Ю.Г. Исследование уровня школьной тревожности и способы ее коррекции. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; 9 (3(32)): 350–352. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0082
10. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. Современное образование. 2014; 1: 1–13. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921
11. Garcia R. Neurobiology of fear and specific phobias. Learn. Mem. 2017; 24(9): 462–471. DOI: 10.1101/lm.044115.116.
12. Лупенко Н.Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков. Общество: социология, психология, педагогика. 2019; 9 (65): 55–58. DOI: 10.24158/spp.2019.9.8
13. Соколов Г.А. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии. Психолог. 2015; (1): 28–43. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.1.13888
14. Касьянова Ю.А. Бекенева Л.В. Определение влияния компьютерной зависимости на формирование тревожно-депрессивных расстройств у школьников. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2019; 4 (17): 26–31. DOI: 10.25587/SVFU.2019.4(17).54738
15. Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020; 13(4): 202–219. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.12
Рецензия
Для цитирования:
Заболотских Н.В., Выродова Е.Ю., Дорошева А.О., Семерджян М.А., Симонян Н.Э., Шамаева М.В., Артюшкова А.Р. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(6):109-122. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122
For citation:
Zabolotskikh N.V., Vyrodova E.Y., Dorosheva A.O., Semerdzhian M.A., Simonian N.E., Shamaeva M.V., Artyushkova A.R. Impact of distance learning on psycho-emotional state in schoolchildren in Krasnodar. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2020;27(6):109-122. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122