Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122

Полный текст:

Аннотация

Введение. Психическое и физическое здоровье школьника напрямую связано с эмоциональной безопасностью образовательной среды, которая в последнее время приобретает новые формы. Внедрение в практику образования дистанционного обучения, инновационных компьютерных технологий не может не оказывать влияния на психоэмоциональное состояние учащихся.

Цель исследования — изучить психоэмоциональное состояние младших (9–11 лет) и старших (12–17 лет) школьников города Краснодара при дистанционной форме обучения в зависимости от типа образовательного учреждения (школа-гимназия, средняя общеобразовательная школа), пола и возраста.

Методы. В исследовании принял участие 341 школьник средних общеобразовательных школ (СОШ) и 429 учащихся школ-гимназий младших (9–11 лет) и старших (12–17 лет) возрастных групп города Краснодара. Для оценки психоэмоционального состояния использованы шкала самооценки и тревоги Спилберга — Ханина (STAI) и опросник WHO5 — Индекс общего самочувствия. Для выявления связи психоэмоциональных нарушений с социально-демографическими факторами применена специализированная анкета (СА), включающая в себя демографические и социальные вопросы. Опросники и анкеты заполнялись учащимися дважды — во время очного посещения школьниками учебных заведений и через 2 месяца, в конце периода дистанционного обучения.

Результаты. У 83,9% учащихся школ-гимназий и у 85,3% школьников СОШ превалировал умеренный и высокий уровень личностной тревожности при низком уровне реактивной тревоги. Уровень тревожности и показатели индекса общего самочувствия (WHO5) практически не зависели от типа школы и возрастной группы, но зависели от гендерных факторов — умеренная личностная тревожность превалирует у мальчиков, высокая — у девочек. Выявлено, что во время дистанционного обучения у всех школьников увеличилось время, проведенное за компьютером и смартфоном.

Заключение. Выявлено отсутствие негативного влияния кратковременного дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников города Краснодара. Данный результат может быть связан с тем, что во время дистанционного обучения, находясь дома, школьники испытывают меньшее эмоциональное напряжение, имея возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и находиться в комфортной для себя обстановке. О том, как в перспективе это может сказаться на психическом развитии, социальных навыках и познавательных потребностях школьников, сейчас прогнозировать сложно.

Об авторах

Н. В. Заболотских
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Заболотских Наталья Владимировна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
тел.: +7 (918) 121-61-51 



Е. Ю. Выродова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Выродова Екатерина Юрьевна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



А. О. Дорошева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Дорошева Анжелика Олеговна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



М. А. Семерджян
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Семерджян Мария Акоповна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



Н. Э. Симонян
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Симонян Надежда Эдуардовна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



М. В. Шамаева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Шамаева Мария Владимировна — врач-ординатор кафедры нервных болезней и нейрохирургии с курсом нервных болезней и нейрохирургии ФПК и ППС

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



А. Р. Артюшкова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Краснодар «Гимназия № 82 имени 30-й Иркутской дивизии»
Россия

Артюшкова Анастасия Романовна — школьница, ученица 11 «Б» класса

ул. 30-й Иркутской дивизии, д. 1, г. Краснодар, 350080



Список литературы

1. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. Психология и психотехника. 2013; 9: 897–902. DOI: 10.7256/24540722.2013.9.9375

2. Березина Т.Н. Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты). Современное образование. 2015; 1: 53–68. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13912

3. Eaton W.W., Bienvenu O.J., Miloyan B. Specific phobias. Lancet Psychiatry. 2018; 5(8): 678–686. DOI: 10.1016/S2215-0366(18)30169-X

4. Кузнецова Я.А. Причины появления тревожности у младших школьников. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019; 18 3(41): 91–93. DOI: 10.20310/1810-231X-2019-18-3(41)-91-93

5. Казакова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования учащихся. Начальное образование. 2017; 5 (1): 25–28. DOI: 10.12737/24459

6. Zorn J.V., Schür R.R., Boks M.P., Kahn R.S., Joëls M., Vinkers C.H. Cortisol stress reactivity across psychiatric disorders: A systematic review and meta-analysis. Psychoneuroendocrinology. 2017; 77: 25–36. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2016.11.036

7. Овчаренко Л.С., Шелудько Д.Н., Вертегел А.А. Влияние психоэмоционального перенапряжения у детей младшего школьного возраста на частоту рекуррентных заболеваний респираторного тракта и функциональное состояние миокарда. Здоровье ребенка. 2017; 12(7): 760–767. DOI: 10.22141/2224-0551.12.7.2017.116180

8. Пахалкова А.Н. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды. Психолог. 2015; 1: 44–65. DOI: 10.7256/24098701.2015.1.13783

9. Находкин В.В., Кривошапкина Ю.Г. Исследование уровня школьной тревожности и способы ее коррекции. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; 9 (3(32)): 350–352. DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0082

10. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. Современное образование. 2014; 1: 1–13. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.1.10921

11. Garcia R. Neurobiology of fear and specific phobias. Learn. Mem. 2017; 24(9): 462–471. DOI: 10.1101/lm.044115.116.

12. Лупенко Н.Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков. Общество: социология, психология, педагогика. 2019; 9 (65): 55–58. DOI: 10.24158/spp.2019.9.8

13. Соколов Г.А. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии. Психолог. 2015; (1): 28–43. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.1.13888

14. Касьянова Ю.А. Бекенева Л.В. Определение влияния компьютерной зависимости на формирование тревожно-депрессивных расстройств у школьников. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2019; 4 (17): 26–31. DOI: 10.25587/SVFU.2019.4(17).54738

15. Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020; 13(4): 202–219. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.12


Для цитирования:


Заболотских Н.В., Выродова Е.Ю., Дорошева А.О., Семерджян М.А., Симонян Н.Э., Шамаева М.В., Артюшкова А.Р. Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г. Краснодара. Кубанский научный медицинский вестник. 2020;27(6):109-122. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122

For citation:


Zabolotskikh N.V., Vyrodova E.Y., Dorosheva A.O., Semerdzhian M.A., Simonian N.E., Shamaeva M.V., Artyushkova A.R. Impact of distance learning on psycho-emotional state in schoolchildren in Krasnodar. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2020;27(6):109-122. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-6-109-122

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)