Применение анализа поля сил и модели организационных изменений К. Левина для повышения эффективности реализации концепции «бережливый вуз» в студенческой среде
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165
Аннотация
Введение. Внедрение бережливого производства в медицинских организациях обусловлено реализацией национального проекта «Здравоохранение». В связи с этим актуализируется вопрос подготовки медицинских кадров, владеющих бережливыми технологиями. Для достижения данной цели образовательные организации не только включают в учебные планы дисциплины, раскрывающие философию, принципы и инструменты бережливого производства, но и вовлекают студентов и ординаторов в проектную деятельность.
Цель исследования — проанализировать факторы, формирующие движущие силы и силы сопротивления у студентов по отношению к проектной деятельности в рамках реализации концепции «Бережливый вуз».
Методы. Исследование построено на основе использования метода анализа силового поля, интегрированного в трехэтапную теорию изменения Курта Левина. Исследовательскую выборку составили студенты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. С помощью анонимного анкетирования студентов, разделенных на две целевые группы (не вовлеченных в реализацию проекта «Бережливый вуз» и имеющих опыт проектной деятельности), были выявлены основные факторы, формирующие движущие силы и силы сопротивления у студентов по отношению к реализации проекта «Бережливый вуз».
Результаты. Опрошено 1508 студентов. По результатам исследования основными движущими силами, мотивирующими студентов к проектной деятельности, являются: в группе имеющих опыт реализации проектов — желание решить проблему, которая влияет на обучающихся (60%), для студентов без опыта участия в реализации проектов — желание получить новый опыт, знания и навыки (40%). Желание принести пользу вузу оказалось на втором месте по значимости для обеих групп респондентов (57 и 36% соответственно).
Факторами, препятствующим началу проектной деятельности, с точки зрения студентов являются: отсутствие свободного времени (более 60 респондентов в каждой из групп), недостаточное понимание того, что собой представляет работа по проекту (более 30% в каждой группе), ошибочное убеждение, суть которого состоит в том, что над проектом невозможно работать удаленно (не посещая/редко посещая проектный офис) (19% опрошенных в группе, не принимавших участие в работе над проектами).
Заключение. Сформулированы рекомендации, позволяющие за счет активизации студенческой среды формировать практические навыки применения бережливых технологий у обучающихся и повышать эффективность всех внутренних процессов высшего образовательного учреждения.
Об авторах
Т. В. ГайворонскаяРоссия
Гайворонская Татьяна Владимировна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063
Л. В. Верменникова
Россия
Верменникова Людмила Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС.
Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063, тел.: +7 (918) 447-61-12
Е. А. Чабанец
Россия
Чабанец Елена Алексеевна — заведующая мультипрофильным аккредитационно-симуляционным центром.
Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063
А. А. Рыкова
Россия
Рыкова Альбина Андреевна — делопроизводитель.
Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063
Список литературы
1. Хапсирокова М.Р., Проценко А.И. Анализ эффективности работы отдельной взятой поликлиники, использующей принципы «Бережливого» производства. Современная организация лекарственного обеспечения. 2018; 5(2): 120. DOI: 10.30809/solo.2.2018.40
2. Григорович М.С., Стариков А.В., Войтко С.Н., Койкова Л.А., Некрасова Н.Ю. Опыт оптимизации работы городской поликлиники, основанной на принципах бережливого производства и информатизации. Российский семейный врач. 2018; 22(4): 19-24. DOI: 10.17816/RFD2018419-24
3. Метельская А.В., Камынина Н.Н. Бережливая поликлиника: аспекты оптимизации медицинских процессов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(5): 994-999. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-5-994-999
4. Челнокова О.Ю. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019; 19(4): 409-414. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-4-409-414
5. Верменникова Л.В., Лупишко А.Н., Веселова Д.В. Lean-технологии как эффективный способ трансформации процессов и внедрения цифровых технологий в образовательной организации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020; 30(3): 325-332. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-325-332
6. Ваганова О.В., Кумаргей А.С. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БелГУ». Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 3-10. DOI: 10.18413/24091634-2019-5-1-0-1
7. Острикова С.А., Андросова А.В., Дубовская А.С. Формирование корпоративной культуры вуза на основе использования компетенций бережливого производства. Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 43-51. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-5
8. Гайворонская С.А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход. Университетское управление: практика и анализ. Серия Экономика и бизнес. 2019; 23(4): 104-115. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.032
9. Тхориков Б.А., Захаров В.М. Инструменты бережливого управления кафедрой университета (Lean Production): система 5S, канбан. Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 6076. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-7
10. Петров С.Б., Мазунина С.Д. Опыт нейросетевого моделирования в управлении достижением критериев новой модели медицинской организации, применяющей бережливые технологии. Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2020; 30(5): 673-678. DOI: 10.35634/24129593-2020-30-5-673-678
11. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития. Вестник Мининского университета. 2017; 4(21): 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-4
12. Гергерт Д.В., Штурмина Ю.О. Разработка показателей эффективности офиса управления проектами в зависимости от уровня зрелости проектного управления компании. Вестник Пермского университета. 2016; 4(31): 176-188. DOI: 10.17072/1994-9960-2016-4-176-188
13. Авдеева Е.С., Резник А.Е. Формирование системы бережливого производства на уровне «предприятие — вуз» как основа эффективной работы всех подсистем предприятия. Креативная экономика. 2018; 12(9): 1475-1482. DOI: 10.18334/ce.12.9.39403
14. Мирончук В.А., Шолин Ю.А., Сычанина С.Н. Бережливое производство как инструмент повышения производительности труда на предприятиях АПК России. Обзор практик. Экономика и предпринимательство. 2020; 5(118): 913-916. DOI: 10.34925/EIP.2020.118.5.187
15. Акмаева Р.И., Лунев А.П., Минева О.К., Фадина А.Г., Томашевская Ю.Н. Практика применения философии бережливого производства в организациях высшего образования. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019; 1: 96-112. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-96-112
16. Арженцов В.Ф., Гайворонская Т.В., Веселова Д.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А. Оценка эффективности метода «обучения действием» на «фабрике процессов» с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях. Современные проблемы науки и образования. 2019; 2: 1. DOI: 10.17513/spno.28596
17. Веселова Д.В., Пидшморга Ю.В., Яковлева Т.А. Особенности организации обучения бережливым технологиям в дистанционном формате на «Фабрике процессов» Кубанского государственного медицинского университета в условиях пандемии covid-19. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020; 30(5): 623-628. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-623-628
18. Алексеенко С.Н., Арженцов В.Ф., Верменникова Л.В., Веселова Д.В., Дегтярев В.С., Стародубов В.И. Особенности управления изменениями в медицинской организации в рамках реализации федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Кубанский научный медицинский вестник. 2019; 26(5): 18-28. DOI: 10.25207/1608-6228-2019-26-5-18-28
19. Сартори А.В., Сушков П.В., Манцевич Н.М. Принципы бережливого управления исследованиями и разработками на основе методологии уровней готовности инновационного проекта. Экономика науки. 2020; 6(1-2): 22-34. DOI: 10.22394/2410-132X-2020-6-1-2-22-34
20. Ганебных Е.В., Фокина О.В. Управление Аджайл-проектами в бережливом производстве. Лидерство и менеджмент. 2019; 6(3): 201-208. DOI: 10.18334/lim.6.3.41003
21. Жариков А.В., Ширяева Ю.С., Ильичева Н.М. Особенности формирования потока в бережливом производстве в условиях неопределенности. Российское предпринимательство. 2018; 19(10): 3095-3102. DOI: 10.18334/rp.19.10.39451
22. Кашин А.В. Предпосылки и условия внедрения инновационных принципов повышения конкурентоспособности бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг. Вопросы инновационной экономики. 2019; 9(2): 531-540. DOI: 10.18334/vinec.9.2.40527
23. Горшкова Л.А., Сандуляк С.Б. Инструменты управления организационными изменениями на пути цифровизации бизнеса. В: Бабкин А.В., редактор. Цифровизация экономических систем: теория и практика. СПб.: Политех-Пресс; 2020: 652-675. DOI: 10.18720/IEP/2020.3/29
24. Крайнюк И.М., Николаева А.А. Сопротивление изменениям в образовательной организации. Вестник университета. 2018; 10: 151-154. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-10-151-154
25. Сериков А.Е. Концептуальный конструкт «поведение» в теории поля Курта Левина. Гуманитарный вектор. 2020; 15(4): 180-187. DOI: 10.21209/19967853-2020-15-4-180-187
Рецензия
Для цитирования:
Гайворонская Т.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А., Рыкова А.А. Применение анализа поля сил и модели организационных изменений К. Левина для повышения эффективности реализации концепции «бережливый вуз» в студенческой среде. Кубанский научный медицинский вестник. 2021;28(1):152-165. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165
For citation:
Gaivoronskaya T.V., Vermennikova L.V., Chabanets E.A., Rykova A.A. Force Field Analysis and K. Lewin’s Change Model as leverages of “Lean University” principles in student environment. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2021;28(1):152-165. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165