Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Применение анализа поля сил и модели организационных изменений К. Левина для повышения эффективности реализации концепции «бережливый вуз» в студенческой среде

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165

Аннотация

Введение. Внедрение бережливого производства в медицинских организациях обусловлено реализацией национального проекта «Здравоохранение». В связи с этим актуализируется вопрос подготовки медицинских кадров, владеющих бережливыми технологиями. Для достижения данной цели образовательные организации не только включают в учебные планы дисциплины, раскрывающие философию, принципы и инструменты бережливого производства, но и вовлекают студентов и ординаторов в проектную деятельность.

Цель исследования — проанализировать факторы, формирующие движущие силы и силы сопротивления у студентов по отношению к проектной деятельности в рамках реализации концепции «Бережливый вуз».

Методы. Исследование построено на основе использования метода анализа силового поля, интегрированного в трехэтапную теорию изменения Курта Левина. Исследовательскую выборку составили студенты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. С помощью анонимного анкетирования студентов, разделенных на две целевые группы (не вовлеченных в реализацию проекта «Бережливый вуз» и имеющих опыт проектной деятельности), были выявлены основные факторы, формирующие движущие силы и силы сопротивления у студентов по отношению к реализации проекта «Бережливый вуз».

Результаты. Опрошено 1508 студентов. По результатам исследования основными движущими силами, мотивирующими студентов к проектной деятельности, являются: в группе имеющих опыт реализации проектов — желание решить проблему, которая влияет на обучающихся (60%), для студентов без опыта участия в реализации проектов — желание получить новый опыт, знания и навыки (40%). Желание принести пользу вузу оказалось на втором месте по значимости для обеих групп респондентов (57 и 36% соответственно).

Факторами, препятствующим началу проектной деятельности, с точки зрения студентов являются: отсутствие свободного времени (более 60 респондентов в каждой из групп), недостаточное понимание того, что собой представляет работа по проекту (более 30% в каждой группе), ошибочное убеждение, суть которого состоит в том, что над проектом невозможно работать удаленно (не посещая/редко посещая проектный офис) (19% опрошенных в группе, не принимавших участие в работе над проектами).

Заключение. Сформулированы рекомендации, позволяющие за счет активизации студенческой среды формировать практические навыки применения бережливых технологий у обучающихся и повышать эффективность всех внутренних процессов высшего образовательного учреждения.

Об авторах

Т. В. Гайворонская
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Гайворонская Татьяна Владимировна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063



Л. В. Верменникова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Верменникова Людмила Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063, тел.: +7 (918) 447-61-12



Е. А. Чабанец
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Чабанец Елена Алексеевна — заведующая мультипрофильным аккредитационно-симуляционным центром.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063



А. А. Рыкова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Рыкова Альбина Андреевна — делопроизводитель.

Ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, 350063



Список литературы

1. Хапсирокова М.Р., Проценко А.И. Анализ эффективности работы отдельной взятой поликлиники, использующей принципы «Бережливого» производства. Современная организация лекарственного обеспечения. 2018; 5(2): 120. DOI: 10.30809/solo.2.2018.40

2. Григорович М.С., Стариков А.В., Войтко С.Н., Койкова Л.А., Некрасова Н.Ю. Опыт оптимизации работы городской поликлиники, основанной на принципах бережливого производства и информатизации. Российский семейный врач. 2018; 22(4): 19-24. DOI: 10.17816/RFD2018419-24

3. Метельская А.В., Камынина Н.Н. Бережливая поликлиника: аспекты оптимизации медицинских процессов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(5): 994-999. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-5-994-999

4. Челнокова О.Ю. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019; 19(4): 409-414. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-4-409-414

5. Верменникова Л.В., Лупишко А.Н., Веселова Д.В. Lean-технологии как эффективный способ трансформации процессов и внедрения цифровых технологий в образовательной организации. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020; 30(3): 325-332. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-325-332

6. Ваганова О.В., Кумаргей А.С. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БелГУ». Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 3-10. DOI: 10.18413/24091634-2019-5-1-0-1

7. Острикова С.А., Андросова А.В., Дубовская А.С. Формирование корпоративной культуры вуза на основе использования компетенций бережливого производства. Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 43-51. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-5

8. Гайворонская С.А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход. Университетское управление: практика и анализ. Серия Экономика и бизнес. 2019; 23(4): 104-115. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.032

9. Тхориков Б.А., Захаров В.М. Инструменты бережливого управления кафедрой университета (Lean Production): система 5S, канбан. Научный результат. Экономические исследования. 2019; 5(1): 6076. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-7

10. Петров С.Б., Мазунина С.Д. Опыт нейросетевого моделирования в управлении достижением критериев новой модели медицинской организации, применяющей бережливые технологии. Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2020; 30(5): 673-678. DOI: 10.35634/24129593-2020-30-5-673-678

11. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития. Вестник Мининского университета. 2017; 4(21): 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-4

12. Гергерт Д.В., Штурмина Ю.О. Разработка показателей эффективности офиса управления проектами в зависимости от уровня зрелости проектного управления компании. Вестник Пермского университета. 2016; 4(31): 176-188. DOI: 10.17072/1994-9960-2016-4-176-188

13. Авдеева Е.С., Резник А.Е. Формирование системы бережливого производства на уровне «предприятие — вуз» как основа эффективной работы всех подсистем предприятия. Креативная экономика. 2018; 12(9): 1475-1482. DOI: 10.18334/ce.12.9.39403

14. Мирончук В.А., Шолин Ю.А., Сычанина С.Н. Бережливое производство как инструмент повышения производительности труда на предприятиях АПК России. Обзор практик. Экономика и предпринимательство. 2020; 5(118): 913-916. DOI: 10.34925/EIP.2020.118.5.187

15. Акмаева Р.И., Лунев А.П., Минева О.К., Фадина А.Г., Томашевская Ю.Н. Практика применения философии бережливого производства в организациях высшего образования. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019; 1: 96-112. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-96-112

16. Арженцов В.Ф., Гайворонская Т.В., Веселова Д.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А. Оценка эффективности метода «обучения действием» на «фабрике процессов» с целью применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в медицинских организациях. Современные проблемы науки и образования. 2019; 2: 1. DOI: 10.17513/spno.28596

17. Веселова Д.В., Пидшморга Ю.В., Яковлева Т.А. Особенности организации обучения бережливым технологиям в дистанционном формате на «Фабрике процессов» Кубанского государственного медицинского университета в условиях пандемии covid-19. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020; 30(5): 623-628. DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-623-628

18. Алексеенко С.Н., Арженцов В.Ф., Верменникова Л.В., Веселова Д.В., Дегтярев В.С., Стародубов В.И. Особенности управления изменениями в медицинской организации в рамках реализации федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Кубанский научный медицинский вестник. 2019; 26(5): 18-28. DOI: 10.25207/1608-6228-2019-26-5-18-28

19. Сартори А.В., Сушков П.В., Манцевич Н.М. Принципы бережливого управления исследованиями и разработками на основе методологии уровней готовности инновационного проекта. Экономика науки. 2020; 6(1-2): 22-34. DOI: 10.22394/2410-132X-2020-6-1-2-22-34

20. Ганебных Е.В., Фокина О.В. Управление Аджайл-проектами в бережливом производстве. Лидерство и менеджмент. 2019; 6(3): 201-208. DOI: 10.18334/lim.6.3.41003

21. Жариков А.В., Ширяева Ю.С., Ильичева Н.М. Особенности формирования потока в бережливом производстве в условиях неопределенности. Российское предпринимательство. 2018; 19(10): 3095-3102. DOI: 10.18334/rp.19.10.39451

22. Кашин А.В. Предпосылки и условия внедрения инновационных принципов повышения конкурентоспособности бюджетных учреждений в сфере оказания социальных услуг. Вопросы инновационной экономики. 2019; 9(2): 531-540. DOI: 10.18334/vinec.9.2.40527

23. Горшкова Л.А., Сандуляк С.Б. Инструменты управления организационными изменениями на пути цифровизации бизнеса. В: Бабкин А.В., редактор. Цифровизация экономических систем: теория и практика. СПб.: Политех-Пресс; 2020: 652-675. DOI: 10.18720/IEP/2020.3/29

24. Крайнюк И.М., Николаева А.А. Сопротивление изменениям в образовательной организации. Вестник университета. 2018; 10: 151-154. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-10-151-154

25. Сериков А.Е. Концептуальный конструкт «поведение» в теории поля Курта Левина. Гуманитарный вектор. 2020; 15(4): 180-187. DOI: 10.21209/19967853-2020-15-4-180-187


Рецензия

Для цитирования:


Гайворонская Т.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А., Рыкова А.А. Применение анализа поля сил и модели организационных изменений К. Левина для повышения эффективности реализации концепции «бережливый вуз» в студенческой среде. Кубанский научный медицинский вестник. 2021;28(1):152-165. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165

For citation:


Gaivoronskaya T.V., Vermennikova L.V., Chabanets E.A., Rykova A.A. Force Field Analysis and K. Lewin’s Change Model as leverages of “Lean University” principles in student environment. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2021;28(1):152-165. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2021-28-1-152-165

Просмотров: 2808


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)