Перейти к:
Возможности совершенствования оценки кадровой ситуации в участковой педиатрической службе: ретроспективное аналитическое описательное исследование
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-5-87-99
Аннотация
Введение. Многообразие существующих на сегодня день методик оценки состояния трудовых ресурсов здравоохранения не позволяет в полной мере оценить фактическую кадровую ситуацию и потребности отдельных медицинских организаций. Использование комбинации различных источников дает возможность получить более развернутую картину актуальных характеристик кадрового обеспечения системы здравоохранения. Цель исследования — определение резервов и возможностей совершенствования подходов к оценке кадровой ситуации участковой педиатрической службы на региональном уровне. Методы. Материалами для исследования послужили данные по Краснодарскому краю, Астраханской и Волгоградской областям: форма федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2007–2022 гг., а также деперсонифицированные данные регионального регистра медицинских работников и регистра приписного населения Краснодарского края на 01.01.2023 г. Применялись статистический и аналитический методы. Оцениваемыми параметрами исследования являлись: обеспеченность детского населения врачами-педиатрами участковыми физическими лицами, укомплектованность штатных должностей врачейпедиатров участковых физическими лицами, коэффициент совместительства, средняя численность детей на одного врача-педиатра участкового. Результаты. В рамках исследования была обоснована возможность применения дополнительных источников данных для характеристики кадровой ситуации на уровне медицинской организации, муниципалитета или региона в целом. Предложен графический инструмент для визуализации актуального состояния кадровых ресурсов здравоохранения — интерактивная аналитическая панель. Заключение. Внедрение в процесс планирования кадровой политики здравоохранения дополнительных источников информации и мониторинга позволит реализовать системный усовершенствованный подход к расчету потребности в кадрах.
Ключевые слова
Для цитирования:
Сердюков А.Г., Мартыненко В.В., Хан В.Р., Дьяченко Т.С., Воронков А.А., Редько А.Н. Возможности совершенствования оценки кадровой ситуации в участковой педиатрической службе: ретроспективное аналитическое описательное исследование. Кубанский научный медицинский вестник. 2023;30(5):87-99. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-5-87-99
For citation:
Serdyukov A.G., Martynenko V.V., Khan V.R., Dyachenko T.S., Voronkov A.A., Redko A.N. Opportunities for improving personnel situation assessment in community pediatric services: a retrospective analytical descriptive study. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2023;30(5):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-5-87-99
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие медицинской науки и цифровых технологий ставит перед системой здравоохранения новые вызовы и задачи. В связи с этим актуальность совершенствования методики анализа кадровой ситуации в здравоохранении с учетом новых подходов становится все более значимой. Для принятия управленческих решений ответственным лицам необходимо владеть оперативной информацией о состоянии кадровых ресурсов здравоохранения [1–3]. Традиционно при анализе применяются данные Формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», заполнение которой производится один раз в год. Кроме того, данная форма содержит информацию по субъекту в целом, муниципальному образованию, медицинской организации, но не учитывает ситуацию на отдельных участках. При этом средние значения не отражают вариабельности показателей внутри как муниципального образования, так и лечебного учреждения. Для более развернутой картины актуальных характеристик кадровых ресурсов здравоохранения необходимо использование комбинации различных источников данных, включая деперсонифицированные данные регистра приписного населения и регионального регистра медицинских работников.
Несомненно, положительным опытом создания модели расчета кадровой потребности можно считать «Методику расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах»1, разработанную федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом она имеет ряд недостатков: сложная процедура внесения исходных данных, отсутствие автоматизированного заполнения и, как следствие, нехватка актуальных сведений о движении кадров на уровне региона, муниципалитета, конкретного медицинского учреждения [4–8]. Ряд регионов, в числе которых и Краснодарский край, к сожалению, не проводят расчет нормативных объемов оказания медицинской помощи по профилям при формировании территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Указанный факт в совокупности с отсутствием применения поправочных значений, обусловленных спецификой региона, приводит к ограничению возможностей углубленного анализа кадрового обеспечения участковой службы. Отсутствие рассчитанных специальных поправочных коэффициентов применительно к изучаемому региону также приводит к погрешности в расчетах потребности в медицинских кадрах. В связи с этим возникает вопрос о необходимости работы с дополнительными доступными ресурсами, такими как региональный регистр медицинских работников и регистр прикрепленного населения.
Помимо этого, на потребность в кадровых ресурсах здравоохранения оказывают влияние и другие факторы: демографические изменения, уровень заболеваемости, объем оказываемых медицинских услуг, показатели работы и потребности конкретных медицинских организаций, а также уровень финансирования системы [9–11]. Все это необходимо учитывать при создании оптимальной модели кадрового планирования.
Цель исследования — определение резервов и возможностей совершенствования подходов к оценке кадровой ситуации участковой педиатрической службы на региональном уровне.
МЕТОДЫ
Дизайн исследования
Проведено ретроспективное аналитическое описательное исследование.
Условия проведения исследования
Анализ полученных данных проводился на базе трех кафедр: кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедры общественного здоровья и здравоохранения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Были проанализированы данные формы государственного статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за 2007–2022 гг., деперсонифицированные данные регистра приписного населения Краснодарского края и регионального регистра медицинских работников на 01.01.2022 г., предоставленные Медицинским информационно-аналитическим центром Министерства здравоохранения Краснодарского края. Настоящее исследование проведено в период с 01.01.2022 по 31.01. 2023 г.
Критерии соответствия
Критерии включения
Основной критерий включения — наличие сведений об укомплектовании участковыми педиатрами медицинских организаций Астраханской, Волгоградской областей и Краснодарского края; наличие деперсонифицированных данных о включении в регистр приписного населения Краснодарского края и региональный регистр медицинских работников Краснодарского края на 01.01.2022.
Критерии невключения
Отсутствие сведений об укомплектовании участковыми педиатрами медицинских организаций Астраханской, Волгоградской областей и Краснодарского края. Наличие сведений, не относящихся к медицинским организациям Астраханской, Волгоградской областей и Краснодарского края. Отсутствие деперсонифицированных данных о включении в регистр приписного населения Краснодарского края и региональный регистр медицинских работников Краснодарского края на 01.01.2022.
Подбор участников в группы
Подбор осуществлялся по результатам анализа статистической отчетности о медицинских кадрах в Астраханской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. В исследование включены все случаи занятия должности врача участкового педиатра, произошедшие в регионах за период 2007–2022 гг.
Целевые показатели исследования
Основные показатели исследования
Обеспеченность детского населения врачами-педиатрами участковыми физическими лицами, укомплектованность штатных должностей врачей-педиатров участковых физическими лицами, коэффициент совместительства, средняя численность детей на одного врача-педиатра участкового.
Дополнительные показатели исследования
Дополнительные показатели в рамках настоящего исследования не предполагались.
Методы измерения целевых показателей
Целевые показатели устанавливали на основе сведений, полученных из вторичных источников информации — формы государственного статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации», а также регистра приписного населения Краснодарского края и регионального регистра медицинских работников. Полученные данные были занесены в таблицы и построены их графические изображения в виде линейных и столбиковых диаграмм.
Переменные (предикторы, конфаундеры, модификаторы эффекта)
На результаты исследования могли оказывать влияние региональные особенности демографических процессов (как естественного, так и механического движения населения) в рассмотренных субъектах Российской Федерации, а также специфичные элементы территориальных систем кадровой политики в отношении участковых врачей-педиатров.
Статистические процедуры
Принципы расчета размера выборки
Исследование выполнено сплошным методом на основе изучения генеральной совокупности событий, связанных процессами кадрового обеспечения врачами-педиатрами участковыми в Астраханской, Волгоградской областях и Краснодарском крае, а также на основе генеральной совокупности населения в возрасте 0–17 лет во всех регионах и генеральной совокупности врачей-педиатров.
Статистические методы
Были использованы общепринятые статистические расчетные показатели, применяемые в статистике здравоохранения: рассчитаны интенсивные (ИП), экстенсивные (ЭП), показатели наглядности (ПН) и соотношения (ПС), а также проведена оценка достоверности различий статистических величин по критерию Стьюдента. Проведен расчет показателей обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми физическими лицами, укомплектованности штатных должностей врачей-педиатров участковых физическими лицами, коэффициента совместительства, средней численности детей на одного врача-педиатра участкового в трех субъектах: в Астраханской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. В зависимости от уровня укомплектованности врачами-педиатрами участковыми была определена структура муниципальных образований Краснодарского края, а также рассчитана численность прикрепленного детского населения и их доля на каждый элемент данной структуры. Накопление первичной информации, ее обработка, а также визуализация содержимого на основе полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel (Microsoft, США).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование и характеристика групп исследования
Проведено сплошное исследование в популяции Астраханской, Волгоградской областей и Краснодарского края с общей численностью проживающего детского населения (0–17 лет) — 1 891 560 человек. Группы исследования формировались с учетом сходства социально-экономических и демографических характеристик регионов, а также административного отнесения к Южному федеральному округу (ЮФО). Кроме того, группы исследования формировались на основании факта занятия должности врача-педиатра участкового физическими лицами в государственных медицинских организациях указанных регионов. Отдельно на основе деперсонифицированных данных регионального регистра медицинских работников и регистра приписного населения была определена средняя численность детей на одного врача-педиатра участкового в разрезе муниципальных образований Краснодарского края и медицинских организаций г. Краснодара. Дополнительные критерии отбора и формирования групп не применялись.
Основные результаты исследования
Сравнительный анализ показателей кадрового обеспечения за 2007–2022 гг. в трех субъектах Южного федерального округа (Астраханская область, Волгоградская область и Краснодарский край) выявил, что показатели обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми за рассматриваемый период в Астраханской области и Краснодарском крае имеют тенденцию к снижению (рис. 1). При этом амплитуда значений показателя в Астраханской области составила 3,1, а в Краснодарском крае 1,3 на 10 тыс. населения в возрасте 0–17 лет. В Волгоградской области отмечаются более стабильные значения показателя без выраженного снижения в динамике. На конец исследуемого периода в Волгоградской и Астраханской областях обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сравнялась на уровне 9,9 на 10 тыс. детей. В то же время в Краснодарском крае данный показатель снизился и составил 8,7 на 10 тыс. детского населения.
Рис. 1. Обеспеченность детей врачами-педиатрами участковыми физическими лицами
в Астраханской области, Волгоградской области и Краснодарском крае
за 2007–2022 гг. на 10 тысяч населения 0–17 лет
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 1. Provision of children with community pediatricians
in Astrakhan Oblast, Volgograd Oblast and Krasnodar Krai
for 2007–2022, per 10 thousand population aged 0–17 years
Note: performed by the authors.
Средняя численность детей, прикрепленных к одному врачу-педиатру участковому в рассматриваемых субъектах Российской Федерации за 2007–2022 гг., имеет схожие тенденции к росту (рис. 2). Наименьший прирост данного показателя наблюдается в Волгоградской области — на 1,6 % (с 994 человек в возрастной группе 0–17 лет в 2007 г. до 1010 в 2022 г.). Наиболее высокий прирост в 25 % фиксируется в Астраханской области, но, в отличие от двух других изучаемых субъектов, в этом регионе в последние годы отмечается снижение средней численности детского населения на одного врача-педиатра участкового на 6,5 % (с 1079 человек в 2019 г. до 1009 в 2022 г.). Следует отметить, что в Краснодарском крае в целом за весь период и практически в каждом отчетном году средняя численность детского населения на одного участкового педиатра была выше, чем в других рассматриваемых регионах, достигнув своего пика в 2022 году на отметке в 1146 детей. Такой положение можно объяснить большими темпами роста численности населения 0–17 лет в Краснодарском крае, чем в других анализируемых субъектах Российской Федерации, при сохранении численности врачей-педиатров (рис. 3). Так, в Краснодарском крае с 2010 г. отмечался рост численности детей вплоть до 2022 г. с максимальным темпом роста в 2016 г. (103,3 %). В Астраханской области рост числа детей наблюдался только в период с 2012 по 2019 г. с максимальным значением темпа роста 102,7 % в 2015 г. Волгоградская область характеризуется самым низким максимальным темпом роста (101,2 % в 2016 г.); период, когда темп роста численности населения 0–17 лет был выше 100 %, также самый короткий — с 2018 по 2023 г.
Рис. 2. Средняя численность детей на одного врача-педиатра участкового
в Астраханской области, Волгоградской области и Краснодарском крае
за 2007–2022 гг., человек
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 2. Average number of children per one community pediatrician
in Astrakhan Oblast, Volgograd Oblast and Krasnodar Krai
in 2007–2022, persons
Note: performed by the authors.
Рис. 3. Темп роста численности детского населения
в Астраханской области, Волгоградской области и Краснодарском крае
за 2008–2022 гг., человек
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 3. Growth rate of the child population
in Astrakhan Oblast, Volgograd Oblast and Krasnodar Krai
for 2008–2022, persons
Note: performed by the authors.
Показатели укомплектованности врачами-педиатрами участковыми физическими лицами штатных должностей во всех трех субъектах имеют ряд общих черт (рис. 4). За исследуемый период во всех рассматриваемых регионах зафиксировано снижения данного показателя: в Астраханской области на 1,0 % (с 92,8 до 91,8 %), в Волгоградской области на 6,1 % (с 90,6 до 84,5 %) и в Краснодарском крае на 7,5 % (с 88,3 в 2007 г. до 80,8 % в 2022 г.).
Рис. 4. Укомплектованность штатных должностей
врачами-педиатрами участковыми физическими лицами
в Астраханской области, Волгоградской области и Краснодарском крае
за 2007–2022 гг., %
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 4. Staffing of full-time positions for community pediatricians
in Astrakhan Oblast, Volgograd Oblast and Krasnodar Krai
for 2007–2022, %
Note: performed by the authors.
Стоит отметить наметившуюся положительную динамику показателей обеспеченности и укомплектованности в Астраханской области с 2019 по 2022 г. В то же время в Волгоградской области и Краснодарском крае наблюдается обратная тенденция.
Коэффициент совместительства в Волгоградской области за исследуемый период характеризовался волнообразным течением и продемонстрировал наибольший разброс — от 0,9 до 1,2. Значения данного показателя в Астраханской области и Краснодарском крае колебались в пределах от 1,0 до 1,1, при этом со стабильной тенденцией к снижению в Краснодарском крае.
Таким образом, результаты проведенного исследования за 16-летний период продемонстрировали схожее состояние кадрового звена участковой педиатрической службы во всех трех изучаемых регионах. Ресурсное обеспечение педиатрической службы продолжает падать, что может стать причиной снижения доступности медицинской помощи детскому населению [12].
Следующим этапом был проведен углубленный анализ показателей кадровой обеспеченности на модели Краснодарского края с использованием доступных в регионе дополнительных источников информации: Регистра приписного населения и Регионального регистра медицинских работников. Несмотря на относительно благоприятную усредненную картину состояния педиатрической службы Краснодарского края [13], детализованное изучение позволило выявить наличие ряда проблемных мест, в том числе был определен большой разброс средней численности детского населения на одного участкового педиатра среди муниципальных образований края — от 899 до 2868 детей (рис. 5).
Рис. 5. Средняя численность детей на 1 врача-педиатра участкового
в разрезе муниципальных образований Краснодарского края
за 2022 год по данным Формы статистического наблюдения № 30
и Регистра приписного населения
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 5. Average number of children per one community pediatrician
across municipality of Krasnodar Krai in 2022,
according to Federal Statistical Monitoring form No. 30
and Register of the assigned population
Note: performed by the authors.
Также все муниципальные образования Краснодарского края были распределены на группы в зависимости от укомплектованности штатных должностей врачей-педиатров участковых физическими лицами (табл. 1). По отдельным муниципалитетам отмечается высокая вариабельность данного показателя. Из 44-х районов лишь в 8-ми участковая педиатрическая служба укомплектована на 90 % и более. На сегодня в большинстве муниципальных образований (почти 82 %) не достигнут порог целевого значения укомплектованности врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, утвержденный паспортом национального проекта «Здравоохранение»2 на уровне 89 %.
Таблица 1. Распределение муниципальных образований Краснодарского края
в зависимости от укомплектованности штатных должностей
врачей-педиатров участковых физическими лицами
по данным Формы статистического наблюдения № 30 за 2022 г.
Тable 1. Distribution of municipalities of Krasnodar Krai
depending on the staffing of full-time positions for community pediatricians,
according to Federal Statistical Monitoring form No. 30 for 2022
Группа по укомплектованности штатных должностей физическими лицами |
Количество муниципальных образований |
Доля муниципальных образований, % |
Численность прикрепленного детского населения, чел. |
Доля прикрепленного детского населения, % |
до 50 % |
1 |
2,3 |
54 129 |
4,2 |
50–69,9 % |
10 |
22,7 |
318 146 |
24,6 |
70–89,9 % |
25 |
56,8 |
813 888 |
63,0 |
90 % и более |
8 |
18,2 |
105 295 |
8,2 |
Всего |
44 |
100,0 |
1 291 458 |
100,0 |
Примечание: таблица составлена авторами.
Note: compiled by the authors.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 7 марта 2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»3 рекомендуемая численность прикрепленных детей на одном педиатрическом участке составляет 800 детей. Усредненный показатель в Краснодарском крае составляет 1235 человек, при этом значения средней численности детей на одного врача-педиатра участкового в декомпозиции по муниципальным образованиям характеризуются высоким уровнем вариабельности (Cv = 29,2 %).
Дальнейший углубленный анализ нагрузки на специалистов участковой педиатрической службы с использованием ФСН № 30 и данных регистра приписного населения позволил рассчитать среднюю численность прикрепленного детского населения в разрезе отдельных медицинских организаций г. Краснодара (рис. 6). Отмечена определенная диспропорция в объеме нагрузки на участкового педиатра на уровне отдельно взятых медицинских организаций.
Рис. 6. Средняя численность детей на 1 врача-педиатра участкового
по медицинским организациям города Краснодара за 2022 год
по данным Формы статистического наблюдения № 30
и Регистра приписного населения
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 6. Average number of children per one community pediatrician
across medical organizations of Krasnodar city,
according to Federal Statistical Monitoring form No. 30
and Register of the assigned population for 2022
Note: performed by the authors.
Дополнительные результаты исследования
В ходе выполнения исследования не получены.
ОБСУЖДЕНИЕ
Резюме основного результата исследования
Анализ кадрового обеспечения врачами-педиатрами участковыми Астраханской области, Волгоградской области и Краснодарского края позволил выявить ряд общих проблемных мест: снижение за изучаемый период 2007–2022 гг. как показателей укомплектованности штатных должностей врачами-педиатрами участковыми физическими лицами, так и обеспеченности детского населения врачами-педиатрами участковыми физическими лицами. Для более глубокого анализа кадрового обеспечения участковыми педиатрами на модели Краснодарского края было проведено исследование средней численности детей, приходящихся на одного врача-педиатра участкового, с использованием дополнительных источников информации: регистра приписного населения и Регионального регистра медицинских работников. В декомпозиции по муниципальным образованиям Краснодарского края был определен существенный разброс средней численности детей на одного участкового педиатра — от 899 до 2868 человек при рекомендуемом значении в 800 человек в возрасте 0–17 лет на одном педиатрическом участке. Аналогичным образом был проведен анализ средней нагрузки на педиатра в г. Краснодаре. Разброс в данном случае составил от 752 до 1860 детей. Таким образом, показатель, отражающий расчетную численность жителей, приходящихся на одного участкового врача, позволяет в комплексе с другими (демографическими, экономическими) осуществлять типологическое дифференцирование медицинских учреждений с уточнением — какое из них нуждается в адресной поддержке на данный момент. Предложено создание интерактивной аналитической панели на основе регистра приписного населения и регионального регистра медицинских работников, которая позволит отслеживать все актуальные изменения кадровой ситуации и принимать оперативные управленческие решения для достижения целевых показателей кадрового обеспечения.
Ограничения исследования
Исследование не имеет ограничений.
Интерпретация результатов исследования
В Краснодарском крае за весь рассматриваемый период и практически в каждом отчетном году средняя численность детского населения на одного участкового педиатра была выше, чем в Астраханской и Волгоградской областях, достигнув своего пика в 2022 году на отметке в 1146 детей. Такое положение можно объяснить более высокими темпами роста численности населения 0–17 лет в Краснодарском крае, чем в других изучаемых субъектах Российской Федерации (рис. 3). Так, в Краснодарском крае с 2010 г. отмечался рост численности детей вплоть до 2022 г. с максимальным темпом роста в 2016 г. (103,3 %). В Астраханской области рост числа детей наблюдался только в период с 2012 по 2019 г. с максимальным значением темпа роста 102,7 % в 2015 г. Волгоградская область характеризуется самым низким максимальным темпом роста (101,2 % в 2016 г.), а период, когда темп роста численности населения 0–17 лет был выше 100 %, также самый короткий — с 2013 по 2018 г. Снижение показателя обеспеченности детей врачами-педиатрами участковыми за анализируемый период свидетельствует о нарастании дефицита врачей данной специальности в изучаемых регионах.
Следует отметить, что в Астраханской области при росте численности детей за 2007–2022 гг. на 8,1 % число штатных должностей врачей-педиатров участковых снизилось на 12,5 %, что привело к высокому показателю укомплектованности врачами физическими лицами. Однако при относительно высоком показателе укомплектованности нагрузка на врача в текущей ситуации увеличивается. В Волгоградской области и Краснодарском крае изменение количества штатных должностей врачей-педиатров участковых и численности населения 0–17 лет за рассматриваемый период более равномерное.
В 25 % муниципальных образований Краснодарского края показатель укомплектованности участковыми педиатрами менее 70 %, доля обслуживаемого детского населения в этих районах составляет почти 29 %. Высокая амплитуда численности детей на одного врача в Краснодарском крае за 2022 г. показывает непропорциональность распределения участковых педиатров по региону. Подобная ситуация характерна даже для такого крупного муниципального образования, как город Краснодар.
В период пандемии COVID-19 (2020–2021 гг.) и постковидный период (2022 г.) в Астраханской области стабильное снижение численности населения 0–17 лет с одновременным ростом количества участковых педиатров привели к ежегодному росту показателей укомплектованности и обеспеченности врачами-педиатрами участковыми физическими лицами. Отмечается противоположная картина в Волгоградской области и Краснодарском крае. За весь рассматриваемый период отсутствовали аномальные значения показателей, что может свидетельствовать о том, что все изменения значений достаточно равномерны и не подвержены существенному влиянию внешних факторов.
При оценке перспектив кадрового потенциала необходимо учитывать комплекс факторов4 [14]. Использование дополнительных ресурсов в работе, таких как Региональный регистр медицинских работников и регистр прикрепленного населения, позволит в оперативном режиме оценивать возрастную структуру врачей участковой службы на уровне медицинской организации, муниципального образования или же субъекта в целом. Кроме того, ведение регистра с перманентной актуализацией и верификацией базовых информационных данных позволит определить кадровый профиль каждого субъекта РФ, прогнозировать состав и структуру потребности территории в кадровых ресурсах, симметрию и пропорциональность их размещения.
Данные сведения могут послужить основой для создания интерактивной аналитической панели — графического инструмента для визуализации данных, который позволит отслеживать все актуальные изменения кадровой ситуации (рис. 7).
Рис. 7. Технологическая схема получения данных
для отражения фактического состояния
кадровой службы медицинских учреждений
Примечание: рисунок выполнен авторами.
Fig. 7. Flow chart for obtaining data to demonstrate
the current state of human resources in medical institutions
Note: performed by the authors.
Показатели и метрики, использующиеся для визуализации данных, могут быть различными: таблицы, графики, карты, диаграммы [5][15][16]. При этом специалист, обратившийся к базе, будет иметь возможность менять параметры выбора: регион в целом, социально-экономическая зона, отдельное муниципальное образование или же конкретная медицинская организация. Применение такого комплекса мониторинга позволит объединять информацию из разных источников, создать единую структурированную систему метрик, отображать данные в понятном и наглядном виде. Можно выделить несколько основных этапов в построении аналитической панели: определение основных целей, сбор и загрузка первичных данных, создание сводных таблиц и диаграмм, непосредственно сборка и настройка интерактивных срезов [17]. Возможностями информационной панели могут стать сбор и отображение наиболее важных сведений о среднем возрасте медицинских работников, численности и структуре прикрепленного населения, количестве обслуживаемых участков и занимаемых ставок в разрезе отдельной медицинской организации или же субъекта в целом. Регистры аккумулируют информацию из разных источников и направлений и позволяют в оперативном режиме вносить, обрабатывать и извлекать какие-либо данные для различных нужд.
Создание информационной системы, обеспечивающей сбор, обработку и представление различных срезов данных, необходимой для управления и планирования кадровыми ресурсами здравоохранения, позволит проводить регулярную оценку деятельности медицинских организаций [18][19]. Зачастую данные, необходимые руководителям лечебных учреждений и специалистам по планированию, содержатся в довольно объемных статистических отчетах, как правило, представленных в виде таблиц, что не всегда удобно анализировать, учитывая особенность экспоненциального роста объема хранимой информации. Достаточный уровень технического потенциала для определения и анализа важнейших вопросов кадровой политики является необходимым инструментом для решения большинства фундаментальных вопросов, касающихся состояния трудовых ресурсов, качества их работы и проблем, с которыми сталкиваются работники здравоохранения.
Кроме того, наглядное представление актуальных статистических данных с возможностью дальнейшего анализа послужит основой для определения адекватности формирования штатных расписаний медицинских организаций, которые, в том числе, влияют на достижение целевых показателей.
Важно определять потребности в медицинском персонале с учетом не только плановых показателей деятельности, но и особенностей организации оказания медицинской помощи на территориальном уровне [20][21]. Единая методика для всех участников процесса позволит реализовать системный подход к кадровому планированию и преемственность усовершенствованных подходов к расчету потребности в кадрах. Расчет и трактовка показателя числа жителей (как потенциальных пациентов), приходящихся на одного участкового врача, позволяет расширить представление о соответствии и сопряженности численности групп медицинских работников с социумом на прикрепленных территориях.
Таким образом, совершенствование методики анализа кадровой ситуации в здравоохранении с учетом новых подходов — это сложная, но необходимая задача, которая позволит более эффективно управлять трудовыми ресурсами в системе здравоохранения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложившаяся система планирования кадров в системе здравоохранения нуждается в существенной доработке. В частности, наряду с традиционными показателями обеспеченности и укомплектованности необходим учет таких аспектов, как численность населения, прикрепленного к отдельно взятому участку, профессионально-квалификационная и возрастная структура кадров. Использование дополнительных доступных источников информации позволит улучшить систему планирования и распределения кадров в первичном звене здравоохранения.
Результаты исследования могут быть применены для реформирования подходов к расчету потребности во врачебных кадрах с целью повышения организационной и экономической эффективности кадрового планирования в здравоохранении.
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 974 «Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах». Available: https://base.garant.ru/73521840/
2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Available: https://base.garant.ru/72185920/
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 марта 2018 г. № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям». Available: https://base.garant.ru/71925984/
4. Щепин В. О., Карпова О. Б., Чичерин Л. П., Загоруйченко А. А. Анализ ресурсов педиатрической службы России. Российский педиатрический журнал. 2022;3 (1):357.
Список литературы
1. Семёнова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2019;4:49–59. https://doi.org/10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133
2. Иванов Д.О., Орел В.И., Антипов М.С. Современные проблемы организации медицинской помощи детям на муниципальном уровне (на примере городского округа Балашиха). Медицина и организация здравоохранения. 2022;7(1):4–14. https://doi.org/10.56871/6226.2022.24.80.001
3. Омельяновский В.В., Безденежных Т.П., Алхасов Т.Г., Лукъянцева Д.В. Международный опыт планирования кадровых ресурсов здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019;(3):32–45. https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.37.3.032-045
4. Тишкина С.Н., Алхасов Т.Г., Лукьянцева Д.В., Безденежных Т.П. Российский опыт использования подходов к расчету потребности во врачебных кадрах. Фармакоэкономика. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2019;12(3):230–238. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2019.12.3.230-238
5. Орел В.И., Ким А.В., Катаева И.С., Сочкова Л.В., Шарафутдинова Л.Л., Гурьева Н.А., Смирнова В.И. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования первичной медико-социальной помощи. Медицина и организация здравоохранения. 2022;7(4):4–17. https://doi.org/10.56871/MHCO.2022.82.36.001
6. Белостоцкий А.В., Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А. Актуальные вопросы развития кадрового потенциала в здравоохранении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;24(4):230–235. https://doi.org/10.1016/0869866X-2016-24-4-230-235
7. Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Роль кадрового обеспечения медицинских организаций в контексте проблем российского здравоохранения. Известия Уфимского научного центра РАН. 2019;3:74–80. https://doi.org/10.31040/2222-8349-2019-0-3-74-80
8. Вечорко В.И. Состояние обеспеченности кадрами среднего медицинского персонала медицинских организаций города Москвы. Здравоохранение Российской Федерации. 2017;61(2):88–92. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2017-61-2-88-92
9. Вечорко В.И., Мирошникова Ю.В. Роль кадрового мониторинга в оценке инновационных мер по обеспечению регионального здравоохранения ресурсами. Здравоохранение Российской Федерации. 2017;61(4):213–219. https://doi.org/10.18821/0044-197Х-2017-61-4-213-219
10. Молчанов И.Н. Управление здравоохранением: роль кадрового потенциала. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020;22(3):77–87. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.3.7
11. Бурковская Ю.В., Гажева А.В., Иванов А.В., Подчернина А.М. Анализ кадровой обеспеченности медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, в 2021 году. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(спецвыпуск):983–987. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-983-987
12. Терлецкая Р.Н., Конова С.Р., Фисенко А.П., Тимофеева А.Г., Макарова С.Г., Апросимова С.И., Широкова Т.В. Анализ показателей деятельности первичного звена детского здравоохранения. Национальное здравоохранение. 2021;2(4):26–35. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.4.26-35
13. Редько А.Н., Мартыненко В.В., Хан В.Р. Участковая педиатрическая служба: тренды кадрового обеспечения в условиях крупного агропромышленного региона. Социальные аспекты здоровья населения. 2023;69(2):9. http://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-2-9
14. Симаходский А.С., Каган А.В., Петрова Н.В., Леонова И.А., Плотникова Е.В, Севостьянова Л.Д., Симаходский О.А. Пути реформирования реабилитационной медицинской помощи детям в Санкт-Петербурге. Профилактическая и клиническая медицина. 2022;2(83):15–21. http://dx.doi.org/10.47843/2074-9120_2022_2_15
15. Киргизов К.И., Коган С.А., Ердомаева Я.А., Муфтахова Г.М., Шляхтина Т.Г., Бирлюкова Д.В., Серик Г.И., Новичкова Г.А., Варфоломеева С.Р., Румянцев А.Г. Развитие детской онкологии-гематологии в Российской Федерации: опыт совместной работы Национального общества детских гематологов и онкологов и Национального медицинского исследовательского центра. Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2019;6(3):12–25. https://doi.org/10.21682/2311-1267-2019-6-3-12-25
16. Шкарин В.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Дьяченко Т.С. Актуальные вопросы кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения врачами-педиатрами участковыми на примере субъекта Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(6):533–539. https://doi.org/10.47470/0044197X-2021-65-6-533-539
17. Белолипецкая А.Е., Головина Т.А., Полянин А.В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(спецвыпуск):694–700. http://dx.doi.org/10.32687/0869866X-2020-28-s1-694-700
18. Верховская Е.К., Михеев А.Е., Романов А.В. Быстрое создание прототипов графических представлений данных (дашбордов) для АРМ руководителя в МИС. Врач и информационные технологии. 2019;4:58–64. http://dx.doi.org/10.37690/1811-0193-2019-4-58-64
19. Артюхов И.П., Шульмин А.В., Добрецова Е.А., Денисов В.С., Короткова К. М. Организация информационной поддержки перспективного планирования кадрового обеспечения системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(1):45-49. http://dx.doi.org/10.32687/0869866X-2019-27-1-45-49
20. Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Погонин А.В. Некоторые итоги реформирования здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;6(64):1. https://dx.doi.org/10.21045/20715021-2018-64-6-1
21. Казанцева А.В., Набойченко Е.С., Муратова А.А., Таскина Е.К. Оценка тенденций изменения кадровой ситуации в первичном звене здравоохранения Свердловской области. Уральский медицинский журнал. 2021;20(6):4–13. https://doi.org/10.52420/2071-59432021-20-6-4-13
Об авторах
А. Г. СердюковРоссия
Сердюков Анатолий Гаврилович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования
ул. Бакинская, 121, г. Астрахань, 414000
В. В. Мартыненко
Россия
Мартыненко Виктория Викторовна — ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
В. Р. Хан
Россия
Хан Владимир Романович — ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Т. С. Дьяченко
Россия
Дьяченко Тамара Сергеевна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
площадь Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
А. А. Воронков
Россия
Воронков Алексей Анатольевич — кандидат медицинских наук, директор
ул. Туркменская, д. 6, г. Волгоград, 400119
А. Н. Редько
Россия
Редько Андрей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Рецензия
Для цитирования:
Сердюков А.Г., Мартыненко В.В., Хан В.Р., Дьяченко Т.С., Воронков А.А., Редько А.Н. Возможности совершенствования оценки кадровой ситуации в участковой педиатрической службе: ретроспективное аналитическое описательное исследование. Кубанский научный медицинский вестник. 2023;30(5):87-99. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-5-87-99
For citation:
Serdyukov A.G., Martynenko V.V., Khan V.R., Dyachenko T.S., Voronkov A.A., Redko A.N. Opportunities for improving personnel situation assessment in community pediatric services: a retrospective analytical descriptive study. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2023;30(5):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-5-87-99