Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Некоторые методологические аспекты проведения и оценки диспансеризации взрослого населения: систематический обзор нормативной правовой документации в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-6-66-80

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В сфере охраны здоровья населения основные постулаты методологии профилактической деятельности как приоритетной определены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Методология как система принципов и способов организации и построения профилактической деятельности, в том числе диспансеризации взрослого населения, представлена в отраслевых нормативных правовых актах, а именно в приказах Минздрава России. От качества и обоснованности методологических положений нормативного правового акта зависят результативность и эффективность самого крупного профилактического мероприятия государственной системы здравоохранения — диспансеризации определенных групп взрослого населения России.

Цель исследования — оценить полноту и объективность методологических подходов к проведению и оценке диспансеризации определенных групп взрослого населения, отраженных в нормативных правовых актах.

Методы. Проведен систематический обзор нормативной правовой документации Российской Федерации в сфере здравоохранения на предмет наличия основ методологии проведения и оценки профилактических мероприятий с точки зрения методологии проведения и оценки диспансеризации определенных групп взрослого населения с января 2012 по декабрь 2022 г. Поиск информации осуществлялся в базе данных справочной правовой системы «КонсультантПлюс» и на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также в электронных базах научных электронных библиотек «КиберЛенинка» и eLIBRARY.RU. Исследование проводилось с помощью методов контент-анализа, аналитического обобщения, аналогий, формализации. Проводился анализ данных на предмет организации проведения диспансеризации взрослого населения, оценки ее результативности и эффективности в соответствии с нормативными правовыми актами, а также оценка качества данных, получаемых в процессе проведения диспансеризации

Результаты. Динамическое ретроспективное изучение нормативной правовой базы, в том числе приказов Минздрава России, как утративших силу, так и действующих ныне, позволило выявить методологические недостатки проведения и оценки диспансеризации. Методология проведения диспансеризации взрослого населения отражена в нормативных правовых актах, однако регламентируется не одним, а несколькими документами, что создает определенную сложность в их интерпретации и использовании на практике. Методология оценки и контроля осуществления диспансеризации, фактически не определена, поскольку базируется на единственном показателе «охват населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией», который не отражает реального эффекта от проведения самого крупного профилактического мероприятия государственной системы здравоохранения. Требуется разработка новых методологических подходов к проведению и оценке диспансеризации в целом. Изучение и оценка итогов диспансеризации базируются на анализе статистических данных, методология сбора которых также несовершенна. Это негативно влияет на качество статистических данных, что приводит к неадекватной интерпретации данных и, как следствие, к ошибочным управленческим решениям, принимаемым на всех уровнях исполнительной власти.

Заключение. Целесообразно разработать общую методологию проведения диспансеризации, в том числе рассмотреть возможность создания интегрального показателя оценки диспансеризации. Для этой цели необходимо привлечь специалистов в области не только здравоохранения, но и в смежных областях. Координатором по созданию методологии организации, проведения и оценки диспансеризации должен стать врач — организатор здравоохранения.

Для цитирования:


Захарченко О.О., Шикина И.Б., Терентьева Д.С. Некоторые методологические аспекты проведения и оценки диспансеризации взрослого населения: систематический обзор нормативной правовой документации в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации. Кубанский научный медицинский вестник. 2023;30(6):66-80. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-6-66-80

For citation:


Zaharchenko O.O., Shikina I.B., Terenteva D.S. Some methodological aspects of conducting and evaluating adult health check-up: a systematic review of regulatory public health documentation in the Russian Federation. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2023;30(6):66-80. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-6-66-80

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конституции (статья 7) Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека, в том числе охраны труда и здоровья людей. В статье 41 закреплено право на охрану здоровья, а также отмечено, что «финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, санитарно-эпидемиологическому благополучию»1. Таким образом, на общегосударственном уровне декларируется, что неотъемлемой частью достойной жизни и свободного развития человека является наличие здоровья, причем внимание акцентируется на его охране и укреплении и санитарно-эпидемиологическом благополучии [1][2].

К тому же следует отметить, что согласно статье 72 Конституции Российской Федерации (РФ) вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что позволяет говорить об ответственности органов государственной власти федерального и регионального уровня в части охраны и укрепления здоровья граждан наравне с самими гражданами [3][4]. Отметим, что органы местного самоуправления обеспечивают доступность медицинской помощи в пределах своей компетенции (ст. 132 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ № 323-ФЗ)2, ставший основополагающей частью законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Принимаемые на основе ФЗ № 323-ФЗ другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны ему противоречить3. Таким образом, понятия и нормы, определенные в ФЗ № 323-ФЗ, лежат в основе любого нормативного правового акта, принимаемого на федеральном, региональном уровнях и уровне медицинской организации, и по сути представляют собой методологический фундамент охраны здоровья граждан, развития здравоохранения, его профилактического направления и, как следствие, проведения диспансеризации населения4 [5–7].

Явно выраженная профилактическая составляющая в сфере охраны здоровья нашла отражение в пункте 8 статьи 4 ФЗ № 323-ФЗ. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья провозглашен как один из основных принципов охраны здоровья. В пункте 4 статьи 12 одним из путей обеспечения приоритета профилактики в сфере охраны здоровья названо проведение профилактических осмотров и диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации5.

Итак, профилактические осмотры и диспансеризация определяются законодательством Российской Федерации в качестве пути, иными словами, направления деятельности, обеспечивающего приоритет профилактики в сфере здравоохранения, что, безусловно, перекликается со словами Н.А. Семашко о том, что профилактика — это путь, которым мы идем, диспансеризация — метод решения профилактических задач [8].

Таким образом, в основном законе Российской Федерации и ФЗ № 323-ФЗ заложены основные постулаты, которые должны лечь в основу методологии профилактической деятельности как приоритетной с указанием направления, например диспансеризация населения. Рассматривая методологию как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, целесообразно представить ее основные положения в нормативных правовых актах, в соответствии с которыми и будет проводиться диспансеризация. Отметим, что результативность и эффективность диспансеризации определенных групп взрослого населения Российской Федерации напрямую зависят от качества и обоснованности методологических положений нормативного правового акта, регламентирующего ее проведение [9–13].

Цель исследования — оценить полноту и объективность методологических подходов к проведению и оценке диспансеризации определенных групп взрослого населения, отраженных в нормативных правовых актах.

МЕТОДЫ

Дизайн исследования

Проведен систематический обзор нормативной правовой документации Российской Федерации в сфере здравоохранения на предмет наличия основ методологии проведения и оценки профилактических мероприятий с точки зрения методологии проведения и оценки диспансеризации определенных групп взрослого населения в соответствии с руководящими принципами предпочтительных элементов отчетности для систематических обзоров и метаанализов (PRISMA) [14].

Критерии приемлемости

Оценка нормативных правовых актов на соответствие критериям включения проводилась посредством сплошного исследования полного текста документа.

Критерии включения

Нормативные правовые акты, касающиеся методологии проведения профилактических мероприятий, а именно диспансеризации взрослого населения.

Критерии исключения

Нормативные правовые акты, не касающиеся методологии проведения профилактических мероприятий, в том числе профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого населения.

Источники информации

Проводился поиск информации в базе данных справочной правовой системы «КонсультантПлюс» и на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также в электронных базах научных электронных библиотек «КиберЛенинка» и eLIBRARY.RU. Проанализирована нормативная правовая база, на основании которой проводится диспансеризация взрослого населения с января 2012 по декабрь 2022 г.

Стратегия поиска

Поисковый запрос включал следующие слова: «охрана здоровья населения», «профилактические мероприятия», «профилактический медицинский осмотр», «диспансеризация взрослого населения», «методология проведения диспансеризации», «методология оценки проведения диспансеризации», «оценка результативности диспансеризации», «оценка эффективности диспансеризации».

Отбор исследований

Исходно проводился скрининг названия и/или резюме потенциальных исследований, далее изучался полный текст документа/статьи.

Процесс сбора данных

Процедура отбора нормативных правовых актов включала анализ на предмет соответствия ключевым словам проводимого нами исследования. Контент-анализ основывался на отборе научных исследований, соответствующих теме «методология проведения и оценки диспансеризации взрослого населения».

Данные и обобщенная величина эффекта

Исследование проводилось с помощью методов контент-анализа, аналитического обобщения, аналогий, формализации. Проводился анализ данных на предмет организации проведения диспансеризации взрослого населения, оценки ее результативности и эффективности в соответствии с нормативными правовыми актами, а также оценка качества данных, получаемых в процессе проведения диспансеризации и отраженных в форме отраслевой статистической отчетности № 131/о6.

Извлечение данных и оценка качества

Анализируемые документы были отобраны согласно критериям включения и исключения в соответствии с целью исследования и заранее определенными критериями. Особое внимание уделялось данным, касающимся методологии проведения и оценки результативности и эффективности диспансеризации взрослого населения. В ходе исследования оценивалось качество данных, собранных согласно действующим нормативным правовым актам, на предмет адекватной оценки результативности диспансеризации.

Статистический анализ

Не проводился.

Синтез результатов

Не проводился.

Риск предвзятости в отдельных исследованиях

Не оценивался.

Дополнительные анализы

Дополнительных анализов для данного исследования не предусмотрено.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отбор исследований

Проводился отбор и анализ нормативных правовых актов, соответствующих критериям включения, на общегосударственном, федеральном и отраслевом уровнях. В основе исследования лежат критерии соответствия нормативных правовых актов, методологии проведения профилактических мероприятий, а именно диспансеризации взрослого населения. Схема поиска представлена на рисунке 1.

Характеристика исследований, включенных в анализ

В анализ были включены нормативные правовые акты федерального и отраслевого уровня, регламентирующие проведение диспансеризации взрослого населения и не противоречащие основному закону Российской Федерации.

Риск смещения

Риск смещения в силу специфики исследования не оценивался.

Обобщенные результаты

Нормативная правовая база и методология

Диспансеризация определенных групп взрослого населения (далее — диспансеризация) регламентируются целым рядом нормативных правовых актов, которые не противоречат Конституции Российской Федерации и принимаются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в том числе на уровне медицинской организации.

В нашем исследовании соответствующие нормативные правовые акты будут рассматриваться с точки зрения методологической основы проведения диспансеризации. Методология понимается нами как учение об организации деятельности, ее предметом является организация деятельности (деятельность — целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления — временной структурой7.

На практике любой вид деятельности, как правило, регламентируется одним или несколькими нормативными правовыми актами, в которых и определены ее характеристики (особенности, принципы, условия, нормы деятельности); логическая структура (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности) и временная структура (фазы, стадии, этапы деятельности)8. Правильно разработанная и закрепленная в нормативном правовом акте методология является залогом успешной деятельности практически любой направленности.

В соответствии с частью 7 статьи 46 ФЗ № 323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров и диспансеризации, перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти9, в нашем случае Минздравом России. Следует отметить, что в сферу ответственности Минздрава России входит и статистическое наблюдение за проведением диспансеризации, в том числе разработка, порядок заполнения и сроки представления статистических форм10. Таким образом, на сегодня диспансеризация определенных групп взрослого населения осуществляется на основе приказов Минздрава России исходя из понятий, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Речь идет о приказах Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» и от 10.11.2020 № 1207н «Об утверждении учетной формы медицинской документации № 131/у “Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)”, порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о “Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения”, порядка ее заполнения и сроков представления». Кроме того, следует упомянуть приказы Минздрава России, которые имеют косвенное отношение к диспансеризации. Это приказ от 15.03.2022 № 168н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми», так как при диспансеризации в том числе определяется группа диспансерного наблюдения, и приказ от 29.10.2020 № 1177н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», в котором идет речь об организации работы кабинетов и отделений медицинской профилактики, где и проводится диспансеризация. Кроме того, на данный момент действует приказ от 01.07.2021 № 698н «Об утверждении Порядка направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке», причем данные о прохождении углубленной диспансеризации в форме отраслевой статистической отчетности не фиксируются.

Итак, проведение диспансеризации регламентируется не одним, а несколькими документами, что создает определенную сложность в их интерпретации и использовании на практике.

Методология проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения

Согласно части 4 статьи 46 ФЗ № 323-ФЗ11 диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр, который проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов, и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В приказе Минздрава России № 404н12, как и в предшествующих приказах, определен порядок проведения диспансеризации, который, собственно, и представляет собой методологию ее проведения, то есть определены особенности, принципы, условия, нормы, логическая структура и сам процесс осуществления диспансеризации.

Методология непосредственно процесса диспансеризации прописана достаточно подробно. Определены цели и задачи, сроки, перечень мероприятий и прочие атрибуты, необходимые для осуществления диспансеризации. За десять лет в порядок проведения диспансеризации вносились изменения, касающиеся сроков и кратности проведения различных профилактических мероприятий и процедур; некоторые мероприятия добавлялись, или исключались, или переносились на другой этап диспансеризации; III группа здоровья была разделена на IIIa и IIIб. Все изменения, касающиеся порядка проведения диспансеризации, были разъяснены и прокомментированы в методических рекомендациях13.

Следует отметить, что внесение изменений в порядки проведения диспансеризации находится в компетенции врачей соответствующих клинических специальностей и организаторов здравоохранения. Врачи клинических специальностей определяют целесообразность и эффективность мероприятий и исследований, необходимых для выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, составляют их научно обоснованный перечень. Функциональная обязанность врача организатора здравоохранения — организация и управление процессами деятельности медицинской организации, в том числе диспансеризацией14.

Методология оценки результатов диспансеризации

Если методология порядка проведения диспансеризации прописана достаточно подробно, то оценка результатов диспансеризации с методологической точки зрения требует существенной доработки. При достаточно четкой постановке целей диспансеризации (оценка состояния здоровья граждан, раннее (своевременное) выявление состояний, заболеваний и факторов риска их развития, определение групп здоровья и групп диспансерного наблюдения, выработка рекомендаций для пациентов) вопросы оценки результатов и эффективности диспансеризации требуют дополнительного экспертного исследования, итогом которого должны стать методические рекомендации для создания методологии оценки диспансеризации, учитывающей и качественные, и количественные показатели результативности. В настоящий момент для оценки эффективности диспансеризации используется только один индикатор — охват населения диспансеризацией.

В течение десяти лет проведения диспансеризации велась работа над выбором и обоснованием критериев эффективности диспансеризации, ее результаты представлены в таблице 1.

Неизменным оставался только один критерий15, на сегодняшний день индикатор эффективности — охват населения диспансеризацией16. Однако, по нашему мнению, данный критерий/индикатор характеризует только эффективность работы той или иной медицинской организации по привлечению населения к прохождению диспансеризации, то есть является оценкой административной деятельности.

Сам факт достаточно частого изменения количества и содержания критериев эффективности говорит о неустоявшейся практике и определенных сложностях разработки методологии оценки диспансеризации. К сожалению, используемый на данный момент основной «индикатор эффективности» — «охват граждан профилактическим медицинским осмотром и диспансеризацией соответственно в медицинской организации»17 несопоставим с целями диспансеризации и дает представление только о том, насколько плановое число лиц, подлежащих диспансеризации, отличается от числа лиц, фактически прошедших профилактический медицинский осмотр и/или диспансеризацию. Здесь следует обратить внимание на методологическую неточность, касающуюся внутренней логики нормативного правового акта: заявленные в приказе цели диспансеризации не соответствуют критериям оценки ни результативности, ни эффективности, то есть между целями, результатами и эффективностью имеется логическое и методологическое противоречие.

Под целью, как правило, понимается то, к чему стремятся, чего хотят достичь, или заранее намеченное задание, замысел. Цель и результат или эффект взаимозависимы: достижение поставленной цели и является результатом или эффектом неких действий или мероприятий. Результат — это конечный итог, ради которого осуществляется какое-либо действие; показатель чего-либо; или то, что вытекает как следствие какого-либо действия, явления (последствие), а эффект (лат. effectus — действие) — результат каких-либо действий, деятельности, следствие каких-либо причин. Отсюда вытекает определение и результативности, и эффективности. Результативность (англ. effectiveness, синоним — эффективность) — отношение фактического результата (измеряемого показателя — так называемого «критерия результативности») к плановому. Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами18.

На рисунке 2 представлена схема оценки деятельности в рамках сопоставимости и логической взаимосвязи цели, результата и эффекта.

Оценка того или иного вида деятельности производится на основе количественных и качественных показателей. Наличие цели предполагает наличие целевых показателей, которые позволяют подвести и промежуточный, и итоговый результаты. Как правило, результат выражается в количественных показателях.

В случае диспансеризации количественные показатели суть первичные статистические данные, получаемые непосредственно из медицинских организаций. Именно на основе анализа первичных статистических данных составляются отчетные статистические формы, формат и содержание которых утверждается федеральным органом исполнительной власти. Отметим, что первичные данные медицинской статистики — это статистические данные, полученные от лечебно-профилактического учреждения (медицинских организаций), по результатам анализа которых формируются отчетные статистические формы, формат и содержание которых утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации19. А первичные статистические данные — это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения20.

Методология сбора статистических данных о проведении диспансеризации

Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики также основывается на Конституции Российской Федерации21, Федеральном законе ФЗ № 282-ФЗ и других нормативных правовых актах22. Согласно ФЗ № 282-ФЗ статистическая информация должна быть полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой (актуальной), то есть данные медицинской статистики также должны соответствовать вышеперечисленным принципам23.

Порядок сбора и учета статистической информации в сфере охраны здоровья утверждается Минздравом России и, по существу, представляет собой методологию сбора статистических данных о проведении диспансеризации. Приказом утверждаются учетная и отчетная формы медицинской документации, порядок их ведения, заполнения и сроки предоставления.

За десятилетний период (2013–2022 гг.) диспансеризация последовательно регламентировалась пятью приказами о прядке проведения и тремя приказами о порядке учета статистических данных, полученных при диспансеризации. Кроме того, с 2013 по 2019 г. действовал приказ Минздрава России № 1011н о порядке проведения профилактического медицинского осмотра24. Отметим, что порядок проведения диспансеризации и порядок сбора и учета статистической информации должны коррелироваться между собой, иначе говоря, мероприятия, заявленные в порядке проведения диспансеризации, должны учитываться в порядке сбора и учета статистической информации. Следствием изменения порядка проведения диспансеризации должно стать изменение порядка сбора и учета статистической информации. Однако в период с 01.01.2018 по 01.02.2021 г. приказы, регламентирующие порядок проведения диспансеризации, и приказы, регламентирующие порядок сбора и учета статистической информации, не соответствовали друг другу. Ныне действующий Приказ Минздрава России № 1207н также частично не соответствует Приказу Минздрава России № 404н. В частности, в форме № 131/о25 не регистрируются сведения о проведенных исследованиях уровня гликированного гемоглобина в крови и количестве граждан, осмотренных врачом-дерматовенерологом. Следует также отметить, что в ныне действующем приказе заявлено, что граждане, переболевшие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), проходят углубленную диспансеризацию, однако результаты ее прохождения в форме отраслевой статистической отчетности не фиксируются.

На рисунке 3 представлена хронология выхода приказов Минздрава России, регламентирующих проведение диспансеризации.

Несинхронизированный выход приказов об изменении порядков проведения диспансеризации и приказов о сборе первичных статистических данных приводит к недоучету и искажению первичных статистических данных, которые являются фундаментом для практической и научно-исследовательской деятельности в сфере здравоохранения. В то же время статистические данные перестают соответствовать принципам, перечисленным в ФЗ № 282-ФЗ26, а именно: полноте, достоверности, научной обоснованности и своевременному предоставлению. Таким образом, некорректный сбор и учет негативным образом влияют на качество статистических данных и, как следствие, приводят к ошибочной интерпретации и анализу данных, на основе которых принимаются управленческие решения на всех уровнях исполнительной власти.

Риск предвзятости по всем исследованиям

В силу специфики исследования риск предвзятости не оценивался.

Дополнительные анализы

Дополнительных анализов для данного исследования не получено.

Рис. 1. Блок-схема дизайна проведенного исследования

Примечание: блок-схема выполнена авторами (согласно рекомендациям PRISMA).

Fig. 1. Schematic diagram of the scientific layout

Note: performed by the authors (according to PRISMA recommendations).

Таблица 1. Критерии/индикатор оценки эффективности диспансеризации в соответствии с приказами Минздрава России

Table 1. Criteria/indicator for evaluating the effectiveness of health check-ups in accordance with the orders of the Ministry of Health of Russia

Приказы Минздрава России

№ 1006н п. 18

№ 36ан п. 18

№ 869н п. 19

№ 124н/404н п. 24

Критерии/
индикатор

Охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации

Охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации и подлежащего диспансеризации в текущем году (плановое значение — не менее 21% прикрепленного населения)

Охват диспансеризацией населения, подлежащего диспансеризации в текущем году (плановое значение —
не менее 63%)

Охват граждан профилактическим медицинским осмотром, диспансеризацией соответственно в медицинской
организации

Уменьшение частоты выявления и регистрации факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию

Охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием граждан со II и IIIа группами состояния здоровья, а также граждан с IIIб группой состояния здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск (плановое значение — не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения индивидуального углубленного профилактического
консультирования)

Охват индивидуальным профилактическим консультированием на первом этапе диспансеризации граждан, имеющих высокий относительный, высокий и очень высокий абсолютный сердечно-сосудистый риск, не менее 90% от общего их числа

 

Уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях их развития

Охват групповым профилактическим консультированием (школа пациента) граждан с II и IIIа группами состояния здоровья, а также граждан с IIIб группой состояния здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск (плановое значение — не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения группового профилактического
консультирования

Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет с впервые выявленной ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями или болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, не менее 70% от общего их числа

 

Снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан, проходящих диспансеризацию

 

Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет, имеющих риск пагубного потребления алкоголя и (или) риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, не менее 70% от общего их числа

 

Критерии/
индикатор

Увеличение числа граждан, относящихся к I группе здоровья, и уменьшение числа граждан, относящихся ко II и III группам здоровья

 

Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте 75 лет и старше, не менее 70% от общего их числа

 

Примечание: таблица составлена авторами.

Note: compiled by the authors.

Рис. 2. Сопоставимость целей и результатов диспансеризации: теория и практика

Примечание: рисунок выполнен авторами.

Fig. 2. Comparability of the goals and results of a health check-up: theory and practice

Note: performed by the authors.

Рис. 3. Хронология выхода приказов Минздрава России

Примечание: рисунок выполнен авторами.

Fig. 3. Chronology of orders enacted by the Ministry of Health of Russia

Note: performed by the authors.

ОБСУЖДЕНИЕ

Интерпретация результатов

По мнению А.И. Орлова, методология представляет собой интеллектуальную основу или стержень, определяющий подход к определенному виду деятельности и принятию управленческих решений. Именно методология, положенная в основу деятельности, определяет ее успешность или неудачу, которые проявляются в последствиях принятых на том или ином этапе управленческих решений [15][16].

Диспансеризацию определенных групп взрослого населения можно рассматривать как специфический вид профилактической деятельности, направленной как на оценку состояния здоровья граждан на индивидуальном и популяционном уровне, так и собственно профилактику27 28 [17]. Основы методологии профилактической деятельности заложены в Конституции Российской Федерации, более подробно описаны в федеральном законе29 и детально прописаны в отраслевых нормативных правовых актах, а именно в приказах Минздрава России.

По нашему мнению, методологию профилактического медицинского осмотра и диспансеризации целесообразно разделить на три блока: методология собственно проведения диспансеризации, методология сбора статистических данных, методология контроля и оценки проведения диспансеризации (рис. 4).

Несмотря на некоторые отмеченные рядом исследователей недочеты [18–23], методология непосредственно проведения диспансеризации определена достаточно подробно и, возможно, требует некоторой доработки или коррекции на основе результатов, получаемых в процессе ее проведения.

Заметим, что в ранее проведенном нами исследовании [21] рассматривалась трансформация онкологического компонента за десятилетний период проведения диспансеризации. На наш взгляд, низкая выявляемость онкологических заболеваний при диспансеризации является косвенным признаком того, что оптимальный объем мероприятий/исследований, которые позволили бы эффективно выявлять новообразования, так и не был определен.

Ведущая роль в части создания методологии должна принадлежать врачам клинических специальностей и врачам организаторам здравоохранения, поскольку именно в их компетенции находится управление процессами деятельности медицинской организации30.

Методология сбора статистических данных о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определена отдельным приказом Минздрава России31. Основной методологической недоработкой, по нашему мнению, является некоторое противоречие и несоответствие друг другу нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения диспансеризации взрослого населения, и нормативного правового акта, регламентирующего прядок сбора и учета первичных статистических данных о проведении диспансеризации. В частности, их несинхронизированный выход, а также несоответствие перечня проводимых мероприятий и исследований и перечня регистрируемых статистических данных приводят к некорректному сбору и учету первичных статистических данных и, как следствие, к ошибкам в интерпретации и анализе данных, на основе которых принимаются управленческие решения на всех уровнях исполнительной власти32 [22][23].

По нашему мнению, в части сбора статистических данных о диспансеризации необходимо не только совершенствование содержательной части статистического инструментария, но и создание единой информационной системы для сбора статистических данных, причем особое внимание следует уделить медицинской организации как основному источнику статистических данных, снабдив ее необходимым оборудованием, единым программным обеспечением, специалистами в области IT-технологий и медицинской статистики. Отметим, что ведение и организация статистического учета в медицинской организации также находятся в ведении врачей организаторов здравоохранения. Представляется целесообразным рассмотреть возможность объединения приказов, регламентирующих порядок проведения и порядок сбора статистической информации о диспансеризации взрослого населения, что позволит избежать их рассинхронизации, а в перспективе разработать общую методологию проведения диспансеризации.

Как уже было сказано выше, методология, помимо прочего, определяет подход к принятию управленческих решений, которые, в свою очередь, кардинальным образом влияют на развитие, или стагнацию, или прекращение той или иной деятельности. В основе принятия управленческого решения лежат результаты контроля, анализа и оценки определенного вида деятельности, в нашем случае процесса диспансеризации. В ныне действующем нормативном правовом акте33 методология оценки и контроля проведения диспансеризации разработана недостаточно подробно и требует дополнительного внимания специалистов.

Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить соответствию целей диспансеризации и критериев/индикаторов ее оценки. Например, если цель — выявление хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) на ранних стациях развития, то достижение цели (результат) предполагает в первую очередь наличие количественного критерия оценки, то есть — количество ХНИЗ, выявленных на ранней стадии. Качественная оценка определяет степень соответствия заявленных целей результатам, то есть ценность проведенного мероприятия/действия. Возможно, на этом этапе можно говорить о том, какой эффект получен в результате решения одной из задач или составной части, влияющей на эффективность всего мероприятия, в нашем случае, диспансеризации взрослого населения34 [11][13][22][23]. То есть помимо показателя охвата населения диспансеризацией необходимо использовать и другие сведения, собираемые и анализируемые при проведении диспансеризации, сопоставимые с ее целями и задачами. Вероятно, при разработке методологии оценки диспансеризации имеет смысл разработать интегральный показатель, который позволит дать всестороннюю оценку данного вида профилактической деятельности.

Ограничения исследования

В данном исследовании в силу его особенностей, обусловленных анализом официальных нормативных правовых актов, ограничения не подлежат обсуждению.

Значение результатов

Таким образом, адекватная оценка диспансеризации, или, иначе говоря, наличие релевантной методологии оценки, позволит принять эффективные управленческие решения, последствия которых благотворно скажутся на развитии профилактической составляющей здравоохранения в целом и диспансеризации определенных групп взрослого населения в частности.

Рис. 4. Методология проведения и оценки диспансеризации: теория и практика

Примечание: рисунок выполнен авторами.

Fig. 4. Methodology for conducting and evaluating health check-ups: theory and practice

Note: performed by the authors.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое регулирование медицинской деятельности — неотъемлемая часть функционирования системы здравоохранения. Тщательная разработка и дальнейшее закрепление общей релевантной методологии проведения диспансеризации в нормативных правовых актах позволят заложить фундамент для эффективного проведения и корректной оценки диспансеризации, принятия адекватных своевременных управленческих решений, которые окажут положительное влияние на развитие профилактического направления в здравоохранении и благотворно отразятся на состоянии и популяционного, и индивидуального здоровья граждан. Методология сбора статистической информации также должна стать неотъемлемой частью общей методологии проведения диспансеризации, что позволит следовать принципам официального статистического учета, установленным в ФЗ №282-ФЗ. Одной из важнейших составляющих общей методологии проведения диспансеризации должен стать интегральный показатель оценки диспансеризации, к разработке которого следует привлечь специалистов в области здравоохранения (врачей клинических специальностей, врачей организаторов здравоохранения, врачей-статистиков, врачей-кибернетиков) и смежных областях: экономики и финансов, юриспруденции, информационных технологий. Кроме того, следует обратиться к специалистам в области управления здравоохранением федерального, регионального и муниципального уровней. Следует отметить, что на всех уровнях необходимо участие врача организатора здравоохранения, который должен стать ключевой фигурой в процессе организации, проведения и оценки диспансеризации, в том числе разработки методологии.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Там же.

4. Развитие системы здравоохранения России в контексте формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Менеджмент качества в медицине. 2020;3:11–18.

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Приказ Минздрава России от 10.11.2020 № 1207н «Об утверждении учетной формы медицинской документации № 131/у «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)», порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», порядка ее заполнения и сроков представления» (зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2021 № 62033). Приложение № 4.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

8. Там же.

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

10. Там же.

11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

13. Драпкина О.М., Дроздова Л.Ю., Калинина А.М., Ипатов П.В., Егоров В.А., Иванова Е.С., Гамбарян М.Г., Еганян Р.А., Карамнова Н.С., Горный Б.Э., Бойцов С.А., Ткачева О.Н., Рунихина Н.К., Котовская Ю.В., Шепель Р.Н., Булгакова Е.С. Методические рекомендации. Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. / Под ред. О.М. Драпкиной. Изд. 2-е. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, 2020. 232 с.

14. Приказ Минтруда России от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”».

15. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

16. Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

17. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

18. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Национальный стандарт Российской Федерации системы менеджмента качества. М.: Стандартинформ, 2019. 48 с.

19. ГОСТ Р 52976-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Информатизация здоровья. Состав первичных данных медицинской статистики лечебно-профилактического учреждения для электронного обмена этими данными. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 № 239-ст).

20. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

22. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

23. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

24. Приказ Минздрава России от 06.12.2012 г. № 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

25. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

26. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

27. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

28. Жиленко Е.Л., Гомерова Н.И. О методологии изучения здоровья населения. Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013;1:166–168.

29. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

30. Приказ Минтруда России от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья”»

31. Приказ Минздрава России от 10.11.2020 № 1207н «Об утверждении учетной формы медицинской документации № 131/у «Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)», порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности № 131/о «Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения», порядка ее заполнения и сроков представления» (зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2021 № 62033). Приложение № 4.

32. Татарников М.А. Законодательные основы статистического учета в системе здравоохранения. Фармацевтическое обозрение. 2013;7–8. Available: https://wiselawyer.ru/poleznoe/2067-zakonodatelnye-osnovy-statisticheskogo-ucheta-sisteme-zdravookhraneniya

33. Приказ Минздрава России от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

34. Ходакова О.В., Кошевая Н.В. Методика оценки эффективности диспансеризации взрослого населения. Чита: РИЦ ЧГМА; 2020. 52 с.

Список литературы

1. Громова А.А. Понятие и юридическая природа конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья. Конституционное и муниципальное право. 2022;7:39–41. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2022-7-39-41

2. Платонова Н.И., Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации. Государственная власть и местное самоуправление. 2019;7:50–55. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2019-7-50-55

3. Песенникова Е.В., Гриднев О.В., Кучиц С.С. Медицинские услуги или медицинская помощь — актуальный вопрос для государственных учреждений здравоохранения. Research’n Practical Medicine Journal. 2017;4(4):156–164. https://doi.org/10.17709/2409-22312017-4-4-17

4. Понкин И.В., Синельникова В.Н., Понкина А.А., Блинов Д.В. Понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга»: гражданско-правовой анализ. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2022;16(1):29–37. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2022.289

5. Епифанова Е.В. Понятие охраны здоровья населения в Российской Федерации как объект административно-правового регулирования. Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021;3:46–50. https://doi.org/10.31429/20785836-13-3-46-50

6. Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации. Сибирское юридическое обозрение. 2022;19(1):39–53. https://doi.org/10.19073/2658-76022022-19-1-39-53

7. Чернусь Н.Ю. Эволюция законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации: поиск оптимальной модели правового регулирования. История государства и права. 2023;5:53–58. https://doi.org/10.18572/1812-3805-2023-5-53-58

8. Стародубов В.И., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Ретроспективный анализ формы отраслевого статистического наблюдения № 131/ОВ части регистрации факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Менеджер здравоохранения. 2023;3:44–55. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2023-3-44-55

9. Козлова С.А. Методические аспекты оценки эффективности предоставления медицинских услуг (на примере диспансеризации). Петербургский экономический журнал. 2019;3:42–52. https://doi.org/10.25631/PEJ.2019.3.42.52

10. Концевая А.В., Калинина А.М., Бойцов С.А., Ипатов П.В. Социально-экономическая эффективность диспансеризации 2013 года в Российской Федерации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2014;13(3):4–10. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2014-3-4-10

11. Калинина А.М., Соколов Г.Е., Горный Б.Э., Драпкина О.М. Оценка качества диспансеризации как организационной технологии медицинской профилактики в первичном звене здравоохранения: в фокусе сердечно-сосудистые заболевания. Профилактическая медицина. 2021;24(1):26–34. https://doi.org/10.17116/profmed20212401126

12. Полинская Т.А., Шишов М.А. Первые шаги в построении новой модели диспансеризации в рамках развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи национального проекта «Здравоохранение». Вестник Росздравнадзора. 2019;6:50–54. https://doi.org/10.35576/2070-7940-2019-2019-6-50-54

13. Шейман И.М., Шишкин С.В., Шевский В.И., Cажина С.В., Понкратова О.Ф. Диспансеризация населения: ожидания и реальность. Мир России. Социология. Этнология. 2021;30(4):6–29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-4-6-29

14. Page MJ, McKenzie JE, Bossuyt PM, Boutron I, Hoffmann TC, Mulrow CD, Shamseer L, Tetzlaff JM, Akl EA, Brennan SE, Chou R, Glanville J, Grimshaw JM, Hróbjartsson A, Lalu MM, Li T, Loder EW, Mayo-Wilson E, McDonald S, McGuinness LA, Stewart LA, Thomas J, Tricco AC, Welch VA, Whiting P, Moher D. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. https://doi.org/10.1136/bmj.n71

15. Орлов А.И. О влиянии методологии на последствия принятия решений. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017;(125):319–345. https://doi.org/10.21515/1990-4665-125-023

16. Орлов А.И. О развитии теории принятия решений и экспертных оценок. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2021;(167):177–198. https://doi.org/10.21515/1990-4665-167-012

17. Нехаенко Н.Е., Шарапова Ю.А., Остроушко Н.И., Чесноков Е.А. Актуальные вопросы проведения диспансеризации взрослого населения. Профилактическая медицина. 2023;26(7):110–114. https://doi.org/10.17116/profmed202326071110

18. Волкова ОА, Смирнова ЕВ. Пути совершенствования организации диспансерного наблюдения в столичном здравоохранении. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(0):1094–1100. https://doi.org/10.32687/0869-866X-202028-s2-1094-1100

19. Калинина А.М., Ипатов П.В., Каминская А.К., Кушунина Д.В. Выявление болезней системы кровообращения и риска их развития при диспансеризации взрослого населения: методологические аспекты. Терапевтический архив. 2015;1(87):31–37. https://doi.org/10.17116/terarkh201587131-37

20. Гамбарян М.Г., Калинина А.М., Кушунина Д.В., Ипатов П.В., Бойцов С.А. Выявление хронических респираторных заболеваний и их факторов риска при диспансеризации взрослого населения: методологические аспекты. Профилактическая медицина. 2016;19(2):21–28. https://doi.org/10.17116/profmed201619221-28

21. Захарченко О.О., Терентьева Д.С., Шикина И.Б. Трансформация онкологического компонента диспансеризации определенных групп взрослого населения с 2013 по 2021 год. Социальные аспекты здоровья населения. 2022;68(3):3. https://doi.org/10.21045/20715021-2022-68-3-3

22. Каприн А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В., Калинина А.М., Ипатов П.В., Бойцов С.А., Драпкина О.М. Диспансеризация определенных групп взрослого населения России как инструмент раннего выявления злокачественных новообразований (итоги 2015–2016 гг.). Профилактическая медицина. 2018;21(4):13–19. https://doi.org/10.17116/profmed201821413

23. Агиенко А.С., Строкольская И.Л., Херасков В.Ю., Артамонова Г.В. Эпидемиология факторов риска болезней системы кровообращения и обращаемость населения за медицинской помощью. Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2022;11(4):79–89. https://doi.org/10.17802/2306-12782022-11-4-79-89


Об авторах

О. О. Захарченко
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Захарченко Ольга Олеговна — научный сотрудник.

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва, 127254



И. Б. Шикина
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Шикина Ирина Борисовна — доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник.

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва, 127254



Д. С. Терентьева
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Терентьева Дина Станиславовна — научный сотрудник.

Ул. Добролюбова, д. 11, Москва, 127254



Рецензия

Для цитирования:


Захарченко О.О., Шикина И.Б., Терентьева Д.С. Некоторые методологические аспекты проведения и оценки диспансеризации взрослого населения: систематический обзор нормативной правовой документации в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации. Кубанский научный медицинский вестник. 2023;30(6):66-80. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-6-66-80

For citation:


Zaharchenko O.O., Shikina I.B., Terenteva D.S. Some methodological aspects of conducting and evaluating adult health check-up: a systematic review of regulatory public health documentation in the Russian Federation. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2023;30(6):66-80. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2023-30-6-66-80

Просмотров: 838


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)