Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

Анализ проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения и пути их решения (на примере Ставропольского края): ретроспективное аналитическое описательное исследование

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2025-32-2-69-77

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Одним из ключевых аспектов государственной политики является повышение качества медицинских услуг, при этом значительную роль в обеспечении этого процесса играют высококвалифицированные медицинские специалисты. В последние годы в вопросе обеспеченности кадрами системы здравоохранения наблюдаются определенные положительные изменения. Однако проблема нехватки специалистов в медицинских организациях сохраняется, что влияет на снижение эффективности и результативности мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.
Цель исследования — определение подходов к совершенствованию системы обеспечения медицинскими кадрами и формированию кадрового резерва на региональном уровне.
Методы. Проведено ретроспективное аналитическое описательное исследование данных формы государственного статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за период 2019–2024 гг., данных государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Медицинский информационно-аналитический центр», а также сведений Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу за 2021–2023 гг. Оцениваемыми параметрами исследования являлись: обеспеченность квалифицированными медицинскими кадрами государственных учреждений Ставропольского края, обеспеченность узкими специалистами по всем специальностям, оценка уровня заработной платы и социальные льготы медицинских работников. Накопление первичной информации, а также визуализация содержимого на основе полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel (Microsoft, США), статистическая обработка проводилась в пакете прикладных программ SPSS for Windows v. 26.0 (IBM, США).
Результаты. В рамках исследования была обоснована возможность создания специализированной электронной площадки по подбору медицинских работников и поиску работы выпускниками «Портал карьерного роста медицинских кадров Ставропольского края».
Заключение. Запланированные отраслевые изменения, такие как создание единой платформы кадрового центра системы здравоохранения в Ставропольском крае, позволят повысить эффективность управленческих решений, а также привлечь в отрасль молодых специалистов.

Для цитирования:


Мажаров В.Н., Семенова Т.В., Решетников В.А., Козлов В.В., Мовсесян Л.Э. Анализ проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения и пути их решения (на примере Ставропольского края): ретроспективное аналитическое описательное исследование. Кубанский научный медицинский вестник. 2025;32(2):69-77. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2025-32-2-69-77

For citation:


Mazharov V.N., Semenova T.V., Reshetnikov V.A., Kozlov V.V., Movsesyan L.E. Analysis of staffing issues in the health care system and solutions to them (the example of Stavropol Krai): A retrospective analytical descriptive study. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2025;32(2):69-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2025-32-2-69-77

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами [1]. Наличие корпуса конкурентоспособных, компетентных и мотивированных кадров является главным условием выполнения системой здравоохранения своей миссии — обеспечения здоровья населения [2][3].

В условиях продолжающегося экономического кризиса, на фоне модернизации материально-технической оснащенности, повышения наукоемкости методов диагностики и лечения возникают проблемы, связанные с кадровым обеспечением [4]. По данным исследователей, наблюдается устойчивый дефицит кадров в системе здравоохранения по всему миру [5–9]. По оценкам, к 2030 г. глобальный дефицит кадров составит около 10 млн работников [10], к 2035 г. — 12,9 млн [11]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) количество специалистов (врачей, среднего и младшего медицинского персонала), работающих в медицинских организациях, сократилось на 217,8 тысячи по сравнению с 2023 годом [12].

Основными причинами кадровых проблем называют [12–14]: рост распространенности неинфекционных заболеваний среди населения, что ведет к увеличению потребности в медицинской помощи; отсутствие должного материального стимулирования и социальной поддержки, в особенности молодых специалистов; высокая доля медицинского персонала предпенсионного и пенсионного возрастов; переход медицинских работников на более высокооплачиваемую работу; сложные условия труда (напряженный ритм работы, эмоциональная насыщенность, выгорание и т. д.); недостаточное число молодых людей, желающих получить или уже получивших медицинскую специальность; отсутствие условий для профессионального развития и карьерного роста.

Кроме того, отечественные исследователи [15–19] выделяют проблемы, характерные для России: неудовлетворительная работа учреждений здравоохранения и муниципальных образований по оформлению договорных отношений с направляемыми на обучение гражданами; внедрение новых медицинских технологий в здравоохранении, возросшие требования к качеству медицинской помощи, снижение престижа профессии в обществе.

Цель исследования — определение подходов к совершенствованию системы обеспечения медицинскими кадрами и формированию кадрового резерва на региональном уровне.

МЕТОДЫ

Дизайн исследования

Выполнено ретроспективное аналитическое описательное исследование статистических данных о медицинских учреждениях Северо-Кавказского федерального округа за период с 2019 по 2024 год.

Условия проведения исследования

Анализ данных осуществлен на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России).

Критерии соответствия

Критерии включения

В исследования включались первичные статистические и административные данные о медицинской организации Ставропольского края за период с 2019 по 2024 год; сведения об укомплектованности медицинскими специалистами (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал) без учета специализации по Северо-Кавказскому федеральному округу за 2021–2023 гг.

Критерии невключения

Отсутствие и/или их некорректное представление сведений о медицинской организации по Ставропольскому краю за период с 2019 по 2024 год; данные до 2019 года, а также данные по Северо-Кавказскому федеральному округу до 2021 г.

Описание критериев соответствия

Первичные статистические и административные данные о медицинской организации анализировались на основании данных: форма федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации»; данные государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Медицинский информационно-аналитический центр» (ГБУЗ СК «МИАЦ»), а также сведений Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Подбор участников в группы

Административно-территориальные и временные критерии, соответствующие генеральным совокупностям.

Целевые показатели исследования

Основной показатель исследования

Обеспеченность медицинскими работниками государственных учреждений Ставропольского края, уровень заработной платы, социальная поддержка медицинских работников.

Дополнительные показатели исследования

Не предусмотрены.

Методы измерения целевых показателей

Целевые показатели устанавливали на основе сведений, полученных из данных ГБУЗ СК «МИАЦ» и Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. Собранные сведения были оформлены в табличном формате и визуализированы через линейные и столбчатые графики.

Переменные (предикторы, конфаундеры, модификаторы эффекта)

Результаты исследования могли быть подвержены влиянию специфических факторов территориальной организации кадровой политики в отношении медицинских специалистов.

Статистические процедуры

Принципы расчета размера выборки

Ввиду того что исследования проводятся с использованием генеральной совокупности медицинских работников и населения нескольких административно-территориальных образований, расчет размера выборки не проводился.

Статистические методы

При обработке данных применяли формулы для определения экстенсивных и интенсивных показателей, характеризующих генеральные совокупности различных административно-территориальных образований. Основной анализируемый показатель — количество медработников различного звена медицинского обслуживания населения (врачи, средний медперсонал), приходящихся на 10 000 населения. Визуализация и оценка полученных данных осуществлялась в программе Microsoft Office Excel (Microsoft, США).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование и характеристика групп исследования

Дополнительные критерии отбора и формирования групп не применялись.

Основные результаты исследования

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) в 2023 году обеспеченность врачами составила 44,8 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом — 96,2 на 10 тыс. населения [20]. Для количества медицинских работников в Ставропольском крае в сравнении с предыдущими годами наблюдается некоторая отрицательная динамика (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности медицинских работников в Ставропольском крае за период 2021–2023 гг.

Примечание: рисунок выполнен авторами.

Fig. 1. Dynamics in the number of medical workers in Stavropol Krai for the period 2021–2023

Note: performed by the authors.

Обеспеченность врачами в Ставропольском крае в 2023 году составляла 44,5 на 10 000 населения, что на 12,2 % уступает общероссийскому показателю (рис. 2).

Рис. 2. Динамика обеспеченности врачами в Российской Федерации, Северо-Кавказском федеральном округе и Ставропольском крае в 2019–2023 гг. (на 10 000 населения)

Примечание: рисунок выполнен авторами. Сокращения: РФ — Российская Федерация; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ

Fig. 2. Dynamics in the number of doctors in the Russian Federation, the North Caucasian Federal District, and Stavropol Krai in 2019–2023 (per 10,000 population)

Note: performed by the authors. Abbreviations: РФ — Russian Federation; СКФО — North Caucasian Federal District

Следует отметить, что в анализируемом периоде по ряду специальностей наблюдалось увеличение обеспеченности населения врачебными кадрами. Так, обеспеченность врачами терапевтического профиля выросла в Ставропольском крае за последние 10 лет на 26,5 % (c 3,44 до 4,35 на 10 000 населения) и имела устойчивую тенденцию роста на протяжении всего анализируемого периода. Несмотря на это, данный показатель в 2023 году был ниже общероссийского на 16,0 % и на 27,7 % меньше, чем в СКФО.

При этом обеспеченность населения хирургами в Ставропольском крае за период 2019–2023 гг. сократилась на 11,4 % (c 1,49 до 1,32 на 10 000 населения) и имеет выраженную негативную тенденцию на протяжении 2019–2023 гг., что сопоставимо с данными по РФ (c 1,56 до 1,47 на 10 000 населения) и СКФО (c 1,42 до 1,33 на 10 000 населения). Также отмечается уменьшение обеспеченности населения края акушерами-гинекологами — в 2023 году она была меньше, чем в РФ, на 5,0 % (4,19 и 3,98 на 10 000 населения соответственно). В то же время обеспеченность акушерами-гинекологами в СКФО (5,62 на 10 000 населения) была на 29,2 % выше, чем показатель Ставропольского края, что может быть обусловлено высоким уровнем рождаемости и большим удельным весом женщин репродуктивного возраста в республиках СКФО. В обеспеченности населения Ставропольского края педиатрами в течение 2019–2023 гг. не наблюдалось резких колебаний, показатель находился в пределах 13,09–13,12 на 10 000 детского населения.

Обеспеченность узкими специалистами в Ставропольском крае, как правило, уступает и общероссийскому уровню, и уровню обеспеченности СКФО. Так, обеспеченность оториноларингологами в 2023 году составила 0,58 на 10 000 населения, что меньше показателя 2019 года на 9,2 % (0,63 на 10 000 населения). При этом в РФ обеспеченность оториноларингологами в 2023 году составила 0,60 на 10 000 населения, а в СКФО — 0,62 на 10 000 населения. Аналогичная ситуация характерна для офтальмологической службы — обеспеченность населения этими специалистами за период 2019–2023 гг. сократилась с 0,65 до 0,58 на 10 000 населения (10,8 %). В то время как показатели 2023 года по РФ составили 0,84 и 0,68 на 10 000 населения соответственно. Обеспеченность неврологами в Ставропольском крае сократилась на 5,4 %, с 1,31 на 10 000 населения в 2019 году до 1,24 на 10 000 населения в 2023 году. В РФ данный показатель в 2023 году составил 1,36 на 10 000 населения, в СКФО — 1,55 на 10 000 населения.

В территориальном разрезе наибольшая обеспеченность врачами отмечена в городах Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, а также в Красногвардейском, Труновском, Туркменском районах. Самая низкая обеспеченность врачебными кадрами фиксируется в Курском, Левокумском, Новоселицком, Благодарненском районах.

По результатам анализа кадровых ресурсов здравоохранения Ставропольского края отмечается неблагоприятная динамика по снижению обеспеченности населения врачами — специалистами узких специальностей (хирурги, акушеры-гинекологи и т. д.). Таким образом, проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения приводят к риску снижения качества и доступности медицинской помощи, а также дополнительной нагрузке на работников [21][22].

По прогнозу потребности работодателей Ставропольского края на перспективу до 2026 года, подготовленному региональным Министерством труда и социальной защиты населения, наибольшую потребность в кадрах будут испытывать организации здравоохранения — 18,9 %. Среди медицинских работников наиболее востребованы следующие специальности: врач скорой медицинской помощи, врач — анестезиолог-реаниматолог, врач — терапевт участковый, врач — педиатр участковый, врач — акушер-гинеколог; медицинские сестры широкого профиля, по физиотерапии, процедурного кабинета.

При этом наибольший спрос на рабочую силу прогнозируется в городах Ставрополь, Кисловодск, городских округах Новоалександровский, Георгиевский, Петровский, Ипатовский, а также в Буденновском, Кочубеевском и Курском муниципальных районах.

Целью кадровой политики в системе здравоохранения России является подготовка и переподготовка специалистов, которые должны быть способны обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых в современной медицине высоких технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения.

Это, в свою очередь, требует совершенствования качества образовательного процесса на всех этапах получения среднего, высшего и последипломного образования. Практикующие специалисты должны быть обеспечены возможностью непрерывного развития профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, постоянно повышать свой профессиональный уровень и расширять квалификацию. Не менее важны меры социальной поддержки медицинских работников и членов их семей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 о государственной социальной поддержке медицинских работников1 установлена социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения. Мера поддержки предусмотрена медикам первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и участковых больниц, а также работникам станций и отделений скорой помощи. Размер выплаты зависит от должности сотрудника и вида организации, где он работает. С 1 марта 2024 года социальные выплаты для некоторых категорий медработников были увеличены. Так, в городах с населением от 50 до 100 тысяч человек врачи по отдельным должностям получают 29 тысяч рублей, а средний медицинский персонал — 13 тысяч рублей. В населенных пунктах, где проживает менее 50 тысяч человек, врачам доплачивают 50 тысяч рублей, а среднему медицинскому персоналу — 30 тысяч рублей. Для врачей, которые работают в населенных пунктах с численностью от 100 тыс. человек, мера поддержки составляет 14,5 тыс. рублей, а для среднего медицинского персонала — 8 тысяч рублей.

С начала 2024 г. Отделение Социального фонда России по Ставропольскому краю назначило специальную социальную выплату более 19 тысячам медицинских работников. На эти цели было направлено свыше 3,8 миллиарда рублей.

По программе привлечения медицинских работников в сельскую местность за период 2019–2024 гг. численность медицинского персонала увеличилась на 526 человек, из которых 447 — врачи и 79 — фельдшеры. На протяжении всего описываемого периода ежегодно число медицинских работников в программе «Земский доктор» составляет от 70 до 90 врачей и от 10 до 15 фельдшеров.

В числе мер социальной поддержки медицинских работников в Ставропольском крае значительное место занимает предоставление льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг (услуг ЖКХ). За последние 5 лет произведено более 66 тыс. выплат (табл. 1).

Таблица 1. Число лиц, которым была предоставлена льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 2019 по 2024 г.

Table 1. Number of persons who have been provided benefits in the payment of housing and communal services for the period 2019–2024

Годы

Численность (абс.)

Специалисты

Пенсионеры

Члены семей

Всего

2019

5377

394

5673

11 444

2020

5340

420

5583

11 343

2021

5134

460

5432

11 026

2022

4621

510

4878

10 009

2023

4929

534

5288

10 751

2024

5031

517

5304

10 852

Примечание: таблица составлена авторами.

Note: compiled by the authors.

В Ставропольском крае наблюдается положительная динамика роста средней заработной платы как врачей, так и среднего и младшего медицинского персонала. В среднем рост заработной платы врачей в 2024 году по сравнению с 2019 годом составил 59 % (табл. 2).

Таблица 2. Размер средней заработной платы за период с 2019 по 2024 г.

Table 2. Average wages for the period 2019–2024

Наименование категории персонала

Средняя заработная плата, руб.

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Врачи

54 322,51

60 357,98

61 789,05

67 583,94

72 343,75

86 341,65

Средний медицинский персонал

27 749,23

31 945,84

31 683,57

34 551,04

37 255,46

44 209,25

Младший медицинский персонал

26 296,80

29 039,59

29 004,79

31 996,89

35 098,26

41 477,39

Примечание: таблица составлена авторами.

Note: compiled by the authors.

Дополнительные результаты исследования

В ходе выполнения исследования не получены.

ОБСУЖДЕНИЕ

Резюме основного результата исследования

Пятилетний анализ кадрового обеспечения медицинских организаций Ставропольского края показывает, что текущая ситуация характеризуется наличием дефицита врачей, как первичного звена, так и узких специалистов. Наиболее остро эта проблема стоит в сельских районах, а также в городах региона Кавказских Минеральных Вод. В целом за последние годы показатели обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом в крае ниже средних значений по РФ и СКФО. С учетом фактического совместительства работников отрасль здравоохранения укомплектована врачебными кадрами на 77,7 %, а средним медперсоналом на 85,4 %. Потребность в медицинских работниках, даже с учетом программ, которые реализуются на Ставрополье, не снижается. Причем данная проблема актуальна для всех территорий края. Несмотря положительную динамику привлечения кадров в систему здравоохранения, темпы роста все же недостаточны.

Ограничения исследования

Исследование не имеет ограничений.

Интерпретация результатов исследования

Ликвидация кадрового дефицита в сфере первичной медико-санитарной помощи — это задача, требующая комплексного подхода [23–25]. Региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» реализовывался в Ставропольском крае с 2019 г., он был утвержден в рамках нацпроекта «Здравоохранение», представлял собой важный шаг к улучшению качества медицинской помощи в крае. В рамках проекта осуществлялся целый ряд мероприятий: профориентационная работа среди школьников, организация целевого обучения, меры социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности, а также мероприятия по повышению престижа профессии медицинского работника. Ключевым элементом регионального проекта являлась подготовка высококвалифицированных медицинских специалистов как высшего, так и среднего звена путем освоения дополнительных образовательных программ, учитывающих современные стандарты порядка оказания медицинской помощи, актуальные клинические рекомендации, и с учетом принципов доказательной медицины.

Анализ кадрового обеспечения медицинским персоналом Ставропольского края позволил выявить ряд общих проблемных мест: отсутствие информированности как у работодателей о потенциальных сотрудниках, так и у работников об имеющихся вакансиях, мерах социальной поддержки, действующих программах повышения квалификации и др. В связи с этим возникает необходимость создания единой платформы, где обе стороны будут осведомлены о ситуации, происходящей в настоящее время, что в дальнейшем повысит уровень оказания медицинской помощи в целом [26][27].

В целях реализации мероприятий национального проекта «Продолжительная и активная жизнь»2 в части устранения кадрового дефицита в отрасли здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи населению края ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России инициировано создание специализированной электронной площадки по подбору медицинских работников и поиску работы выпускниками «Портал карьерного роста медицинских кадров Ставропольского края».

Площадка объединит работодателей, выпускников, органы власти муниципальных образований и городских округов для решения проблемы дефицита медицинских кадров, повышения квалификации, переподготовки специалистов и формирования кадрового резерва. Отличительной особенностью предлагаемого решения в разделе поиска работы является наличие портфолио выпускника с его достижениями, подтвержденными вузом. Это позволит работодателю повысить эффективность подбора кадров, обладающих определенными компетенциями, благодаря структурированной и достоверной информации о кандидатах.

В части размещения информации о вакансиях, помимо требований к кандидатам, медицинским организациям будет доступно внесение данных о мерах социальной поддержки и условиях работы. Кроме того, на портале планируется размещение информации о действующих программах повышения квалификации для медицинских работников.

Органы управления здравоохранением и территориальные органы исполнительной власти получат возможность в режиме реального времени проводить мониторинг имеющихся вакансий в подведомственных медицинских организациях и заявок от потенциальных кандидатов, что повысит точность прогноза потребности в кадрах.

Предлагаемое решение позволит не только повысить эффективность подбора медицинского персонала, поиск вакансий, но и повысит точность прогноза потребности в кадрах и обеспечит гибкость принятия управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившаяся в отрасли система кадрового обеспечения нуждается в дополнительных инструментах, повышающих ее результативность. Запланированные изменения, такие как создание единой платформы кадрового центра системы здравоохранения в Ставропольском крае, позволят повысить эффективность принятия управленческих решений, а также привлечь в отрасль молодых специалистов.

1. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями). Available: https://base.garant.ru/406084383/?ysclid=m8mqg8jvr2532010530

2. Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». Available: https://национальныепроекты.рф/new-projects/prodolzhitelnaya-i-aktivnaya-zhizn/

Список литературы

1. Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения в здравоохранении в России и в мире. Здравоохранение Российской Федерации. 2022;66(3):181–187. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-181-187

2. Латышова А.А., Иванова М.А. Динамика обеспеченности врачебными кадрами в государственных медицинских организациях Российской Федерации в период с 2018 по 2022 год. Социальные аспекты здоровья населения. 2023;69(6):11. http://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-6-11

3. Ахтаева С.М., Тлесова Э.Б., Зейнуллина А.Ж. Современное состояние кадровых ресурсов здравоохранения: проблемы и перспективы развития. Economy: strategy and practice. 2023;18(1):241–255. https://doi.org/10.51176/1997-9967-2023-1-241-255

4. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит кадров. Мир России. 2018;27(3):130–153. http://dx.doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-3-130-153

5. Семенова Т.В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2019;4:49–59. https://doi.org/10.35576/article_5d651dbc55e202.19015133

6. Руголь Л.В., Сон И.М., Гажева А.В., Михайлова Ю.В., Бантьева М.Н. Проблемы кадровой обеспеченности в аспекте доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Профилактическая медицина. 2019;22(1):49–56. https://doi.org/10.17116/profmed20192201149

7. Руголь Л.В., Котловский М.Ю. Динамика кадрового обеспечения медицинских организаций в аспекте достижения целевых показателей реализации федерального проекта. Социальные аспекты здоровья населения. 2023;69(1):9. http://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2023-69-1-9

8. Карпова О.Б., Загоруйченко А.А. Региональные особенности обеспеченности медицинским персоналом в России. Менеджер здравоохранения. 2021;8:82–88. http://dx.doi.org/10.21045/1811-0185-2021-8-82-88

9. Магомадова Т.Л. К вопросу о реализации государственной кадровой политики в системе здравоохранения: отечественный и зарубежный опыт. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2022;18(4(30)):20–28 (In Russ.). http://dx.doi.org/10.34708/gstou.2022.62.64.003

10. Boniol M, Kunjumen T, Nair TS, Siyam A, Campbell J, Diallo K. The global health workforce stock and distribution in 2020 and 2030: a threat to equity and ‘universal’ health coverage? BMJ Glob Health. 2022 Jun;7(6):e009316. https://doi.org/10.1136/bmjgh-2022-009316

11. Тишкина С.Н., Алхасов Т.Г., Лукъянцева Д.В., Безденежных Т.П. Российский опыт использования подходов к расчету потребности во врачебных кадрах. Фармакоэкономика. Современная фармако- экономика и фармакоэпидемиология. 2019;12(3):230–238. https://doi.org/10.17749/2070-4909.2019.12.3.230-238

12. Ходакова О.В., Сенотрусова Ю.Е., Деев И.А., Кобякова О.С. Кадровое обеспечение врачами в первичном звене здравоохранения в России. Здравоохранение Российской Федерации. 2023;67(6):463–470. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-6-463-470

13. Созарукова Ф.М. Кадровый дефицит специалистов здравоохранения: причины возникновения и пути решения. Вестник экспертного совета. 2018;4(18):104–109.

14. Масленникова Е.В. Дефицит работников на рынке труда: понятие, причины, меры преодоления. Вестник Челябинского государственного университета. 2024;10(492);228–237. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2024-492-10-228-237

15. Иванова А.А., Завалева Е.В., Шувалов С.С., Андрузская А.Г. Кадровый ресурс в системе здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2023;45(2):59–66. https://doi.org/10.17116/medtech20234502159

16. Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019;5(4):20–42. https://doi.org/10.24411/2411-8621-2019-14002

17. Сычев Е.В., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н., Петров И.С. Особенности кадровой политики сельского здравоохранения и пути повышения ее эффективности. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2023;11(4):535–544. https://doi.org/10.23888/HMJ2023114535-544

18. Дощанникова О.А., Поздеева Т.В., Филиппов Ю.Н., Хлапов А.Л., Дощанников Д.А. Социальный портрет современного сельского врача — реалии и перспективы. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;66(1):7. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2020-66-1-7

19. Зюкин Д.А. Оптимизация экономических ресурсов в системе здравоохранения как угроза снижения качества и доступности медицинской помощи. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020;8:69–78.

20. Медведева О.В., Меньшикова Л.И., Чвырева Н.В., Гажева А.В., Большов И.Н. Региональное общественное здоровье: оценка вклада кадровой обеспеченности здравоохранения. Экология человека. 2021;28(12):4–13. http://dx.doi.org/10.33396/1728-0869-2021-12-4-13

21. Латышова А.А. Развитие методов определения потребности в медицинских кадрах (обзор литературы). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022;4:486–496. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-4-486-49

22. Семенова Т.В. О системном подходе к совершенствованию качества результатов медицинского образования. Медицинский альманах. 2021;2(67):6–13.

23. Канева Д.А., Тарараева Т.Ю., Бреусов А.В., Максименко Л.В. Проблема дефицита врачебных кадров в здравоохранении России: причины и пути решения (литературный обзор). Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024;1:747–767. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-1-747-767

24. Holloway P, Bain-Donohue S, Moore M. Why do doctors work in rural areas in high-income countries? A qualitative systematic review of recruitment and retention. Aust J Rural Health. 2020;28(6):543–554. https://doi.org/10.1111/ajr.12675

25. Verma P, Ford JA, Stuart A, Howe A, Everington S, Steel N. A systematic review of strategies to recruit and retain primary care doctors. BMC Health Serv Res. 2016;16:126. https://doi.org/10.1186/s12913-016-1370-1

26. Мещеряков А.О. Моделирование процесса привлечения кадров в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь сельскому населению. Менеджер здравоохранения. 2024;1:66–72. http://dx.doi.org/10.21045/1811-0185-2024-1-66-72

27. Акишкин В.Г., Зверев В.В., Набиев Р.А. Теоретико-концептуальные основы повышения эффективности регулирования трудовых отношений в регулировании трудовых отношений в медицинских организациях. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018;18–27. http://dx.doi.org/10.24143/2073-5537-2018-1-18-27


Об авторах

В. Н. Мажаров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Мажаров Виктор Николаевич - кандидат медицинских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ректор

ул. Мира, д. 310, г. Ставрополь, 355017



Т. В. Семенова
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Россия

Семенова Татьяна Владимировна — кандидат медицинских наук, заместитель министра здравоохранения

пер. Рахмановский, д. 3, ГСП-4, г. Москва, 127994



В. А. Решетников
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
Россия

Решетников Владимир Анатольевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А. Семашко Института общественного здоровья имени Ф.Ф. Эрисмана

ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119048



В. В. Козлов
Академия спорта Азербайджана
Азербайджан

Козлов Василий Владимирович - кандидат медицинских наук, доцент, научный консультант

ул. Фатали Хана Хойского, д. 98, г. Баку, AZ1110



Л. Э. Мовсесян
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Мовсесян Левон Эдуардович - проректор по информатизации и стратегическому развитию

ул. Мира, д. 310, г. Ставрополь, 355017



Рецензия

Для цитирования:


Мажаров В.Н., Семенова Т.В., Решетников В.А., Козлов В.В., Мовсесян Л.Э. Анализ проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения и пути их решения (на примере Ставропольского края): ретроспективное аналитическое описательное исследование. Кубанский научный медицинский вестник. 2025;32(2):69-77. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2025-32-2-69-77

For citation:


Mazharov V.N., Semenova T.V., Reshetnikov V.A., Kozlov V.V., Movsesyan L.E. Analysis of staffing issues in the health care system and solutions to them (the example of Stavropol Krai): A retrospective analytical descriptive study. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2025;32(2):69-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2025-32-2-69-77

Просмотров: 785


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)