ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕСТОМ
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-6-100-104
Аннотация
Цель. Установить влияние транскраниальной электростимуляции на стрессоустойчивость студентов оцениваемую методом Т. Холмса и Р. Райха.
Материалы и методы. Наблюдения были выполнены на 127 студентах в возрасте 19-22 лет. Из них 50 юношей и 77 девушек. Испытуемые были разделены на две группы: основную группу (78 человек) и группу сравнения (49 человек). Студентам основной группы проводили транскраниальную электростимуляцию: 2 сеанса в неделю и 5 сеансов в неделю. Стрессоустойчивость оценивали по тесту определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Райха до курса транскраниальной электростимуляции и после него. В группе сравнения уровень стрессоустойчивости определяли в те же сроки. Транскраниальная электростимуляция (ТЭС) проводилась аппаратом «Трансаир-03» в положении испытуемого «сидя». Использовали величину импульсного тока 3 мА, частотой 7,5 Гц. Время воздействия — 30 минут. Результаты исследования обрабатывали при помощи компьютерной программы «Statistika 6,0».
Результаты. В конце учебного года у студентов выявили низкий, пороговый и высокий уровни стрессоустойчивости. Эти уровни стрессоустойчивости оставались без изменения у лиц, не проходивших транскраниальную электростимуляцию, а также у студентов проходивших 2 сеанса транскраниальной электростимуляции в неделю. После 5 сеансов транскраниальной электростимуляции в неделю у студентов выявили пороговый и высокий уровни стрессоустойчивости, низкого уровня не отмечено. После 5 сеансов транскраниальной электростимуляции общее количество баллов у лиц с пороговым уровнем стрессоустойчивости статистически значимо уменьшалось на 11,0% по сравнению с исходным. Общее количество баллов после транскраниальной электростимуляции у лиц с высоким уровнем стрессоустойчивости статистически значимо уменьшалось на 8,4%.
Заключение. Результаты свидетельствуют о повышении уровня стрессоустойчивости студентов и эффективности транскраниальной терапии при проведении не менее 5 сеансов в неделю.
Об авторах
А. Х. КадеРоссия
ул. Седина, д. 4, Краснодар, 350063.
С. К. Ахеджак-Нагузе
Россия
ул. Седина, д. 4, Краснодар, 350063.
О. А. Терещенко
Россия
ул. Седина, д. 4, Краснодар, 350063.
Список литературы
1. Здоровье студентов: социологический анализ. Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. М. 2012; 252 с.
2. Волкова М.А. Здоровье студентов как параметр качества образовательного процесса. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2010; 3: 70-78.
3. Новгородцева И.В., Мусихина С.Е., Пьянкова В.О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. Медицинские новости. 2015; 8: 75-77.
4. Лишманов Ю.Б., Маслов Л.Н., Нарыжная А.В., Пей ЖанМинг, Колар Ф., Жанг И., Портниченко А.Г., Ванг Х. Эндогенная опиоидная система как звено срочной и долговременной адаптации организма к экстремальным воздействиям, перспективы клинического применения опиоидных пептидов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 6: 74-82.
5. Занин С.А., Каде А.Х., Кадомцев Д.В., Пасечникова Е.А., Голубев В.Г., Плотникова В.В., Шаров М.А., Азаркин Е.В., Кочарян В.Э. ТЭС-терапия. Современное состояние проблемы. Современные проблемы науки и образования. 2017; 1: 58.
6. Райгородский Д.Я. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Paйха (Holmes T., Rahe R, 1967). Практическая психодиагностика. Самара, 2000; 149-153.
7. Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К., Изменение стрессоустойчивости у студентов при применении транскраниальной электростимуляции. Кубанский научный медицинский вестник. 2018; 2: 78-81.
8. Ахеджак-Нагузе С.К. Определение динамики стрессоустойчивости по методике «Прогноз» после транскраниальной электростимуляции. Материалы международной конференции «Новые информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии IT + M&Ec`2018» 2018; 235-238.
9. Ахеджак-Нагузе С.К. Оценка стрессоустойчивости после применения транскраниальной электростимуляции. Материалы международной конференции «Новые информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии IT + M&Ec`2018». 2018; 238-241.
10. Каде А.Х., Туровая А.Ю., Губарева Е.А., Вчерашнюк С.П., Ковальчук О.Д. Влияние ТЭС-терапии на динамику клинических показателей у студентов со стресс-индуцированной артериальной гипертензией. Успехи современного естествознания. 2011; 5: 131.
11. Каде А.Х., Ковальчук О.Д., Туровая А.Ю., Губарева Е.А. Возможность применения транскраниальной электростимуляции для купирования стресс-индуцированной артериальной гипертензии у студентов вузов. Фундаментальные исследования. 2013; 5-1: 79-81.
Рецензия
Для цитирования:
Каде А.Х., Ахеджак-Нагузе С.К., Терещенко О.А. ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕСТОМ. Кубанский научный медицинский вестник. 2018;25(6):100-104. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-6-100-104
For citation:
Kade A.H., Achedzhak-Naguze S.K., Tereschenko O.A. DETECTION OF THE INFLUENCE OF TRANSCRANIAL ELECTROSTIMULATION ON THE STESS RESISTANCE OF STUDENTS BY THE TEST OF T. HOLMES AND R. RAHE. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2018;25(6):100-104. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-6-100-104