ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСХОДАМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ГИПОКСИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-3-48-54
Аннотация
Цель: провести анализ психомоторного развития детей с различными исходами перинатального гипоксического поражения головного мозга, оценить эффективность ноотропной терапии по уровню формирования речевых навыков, познавательной активности ребенка.
Материалы и методы. В исследование включены 136 детей, перенесших асфиксию в родах и/или внутриутробную гипоксию. Анализ неврологической патологии, психомоторного развития детей проводился в течение первых двух лет жизни. У 55 (40,4%) детей сформировался неврологический дефицит, у остальных детей выявлены функциональные расстройства нервной системы. Оценка психомоторного развития проводилась с использованием шкалы Clinical Adaptive Test/Clinical Linguistic and Auditory Milestone Scale (CAT/СLAMS). При формировании детского церебрального паралича уровень развития моторики определен по «Системе оценки глобальных моторных функций».
Результаты. Функциональные расстройства нервной системы проявлялись синдромом гиперактивности, темповой задержкой развития ребенка, диссоциацией речевого, познавательного и моторного развития. Глобальный характер гипоксического повреждения головного мозга у детей с неврологическим дефицитом определил преобладание тяжелых нарушений моторики, познавательной активности, речевого развития. По данным исследования неврологический дефицит чаще формировался у недоношенных детей, но тяжелые двигательные нарушения в результате выраженных деструктивных изменений головного мозга преобладали у доношенных детей. Проведенное исследование показало эффективность ноотропных препаратов у детей с функциональными расстройствами нервной системы, а также у детей с неврологическим дефицитом без выраженных структурных изменений головного мозга.
Заключение. Проведение анализа психомоторного развития, оценки эффективности ноотропной терапии у детей раннего возраста с перинатальным гипоксическим поражением головного мозга позволяет определить адекватность проводимой реабилитации для коррекции выявленных нарушений.
Об авторах
Е. И. КлещенкоРоссия
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС,
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Е. В. Шимченко
Россия
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС,
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063;
тел.: +7 (918) 329-03-48; ул. Тургенева, д. 144, г. Краснодар, 350078
Список литературы
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91(3): 9–14.
2. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х; 2011. 672 с.
3. Яцык Г.В. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. М.: ПедиатрЪ; 2012. 156 с.
4. Alderliesten T., de Vries L.S., Benders M.J.N.L., Koopman C., Groenendaal F. MR imaging and outcome of term neonates with perinatal asphyxia: value of diffusion-weighted MR imaging and H MR spectroscopy. Radiology. 2011; 261(1): 235–242. DOI: 10.1148/radiol.11110213
5. 6. Ахмадеева Э.Н., Валиулина А.Я., Крывкина Н.Н. Влияние неонатальной реанимации на соматический статус и психомоторное развитие недоношенных детей, перенесших критические состояния. Вестник современной клинической медицины. 2013; 6(1): 12-16. DOI: 10.20969/vskm.2013.6(1).12–16
6. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А. Неврологические исходы у недоношенных детей к трехлетнему возрасту (наблюдавшиеся в специализированном центре). Медицинский совет. 2015; 1: 50–53. DOI: 10.21518/2079-701Х-2015-1-50-53
7. Сахарова Е.С., Кешишян Е.С., Алямовская Г.А. Особенности психомоторного развития глубоко недоношенных детей. Вестник современной клинической медицины. 2013; 6(6): 84–90.
8. Крывкина Н.Н., Ахмадеева Э.Н. Динамика показателей здоровья недоношенных детей в течение первых трех лет жизни. Практическая медицина. 2013; 6(75): 147–150.
9. Russell D.J., Rosenbaum P.L., Wright M. Gross Motor Function Measure (GMFM066 and GMFM-88): User’s Manual. London: Mac Keith Press; 2013.70
10. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Куренков А.Л., Клочкова О.А., Каримова Х.М., Мамедъяров А.М., Жердев К.В., Кузенкова Л.М., Бурсагова Б.И. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. М.: ПедиатрЪ; 2014. 84 с.
11. Семенова Е.В., Клочкова Е.В., Коршикова-Морозова А.Е., Трухачева А.В., Заблоцкис Е.Ю. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам. М.: ЛептаКнига; 2018. 584 с.
Рецензия
Для цитирования:
Клещенко Е.И., Шимченко Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСХОДАМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ГИПОКСИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Кубанский научный медицинский вестник. 2019;26(3):48-54. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-3-48-54
For citation:
Kleshchenko E.I., Shimshenko E.V. SPECIFICS OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT IN CHILDREN WITH DIFFERENT OUTCOMES OF PERINATAL HYPOXIC BRAIN INJURY. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2019;26(3):48-54. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-3-48-54