ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОК В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2017-2-131-135
Аннотация
У 44 студенток в возрасте от 18 до 21 года был оценен регуляторно-адаптивный статус по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма до и после моделирования психоэмоционального стресса. По динамике регуляторно-адаптивного статуса определяли уровень стрессоустойчивости. Для моделирования стрессового воздействия использовали пробу «Арифметический счет» при дефиците времени и с отвлекающим фактором. Все исследуемые были разделены с помощью опроса на две группы в зависимости от фазы менструального цикла. У каждой испытуемой до и после пробы был оценен регуляторно-адаптивный статус. Испытуемые в первую (фолликулиновую) фазу цикла составили первую группу (27 студенток), а во вторую (лютеиновую) – вторую группу (17 студенток). У большинства исследуемых менструальный цикл был 28–32 дня. Полученные результаты свидетельствуют, что во вторую фазу менструального цикла степень стрессоустойчивости была низкая, а индекс регуляторно-адаптивного статуса изменился на 59,6 % по сравнению с изначальными показателями. В первую же фазу наблюдались умеренная степень стрессоустойчивости и изменение индекса регуляторно-адаптивного статуса на 44,4 %.
Об авторе
Я. О. ТРУСОВАРоссия
Кафедра нормальной физиологии
350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4
Список литературы
1. Горбунов Р. В. Комплексная оценка функционального состояния женщин в различные фазы менструального цикла// Кубанский научный медицинский вестник. – 2006. – № 9. – C. 55–59.
2. Горбунов Р. В. Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе // Кубанский научный медицинский вестник. – 2006. – № 9. – C. 59–63.
3. Полищук Л. В., Схинас А. А. Динамика вегетативного статуса при исследовании сердечно-дыхательного синхронизма // Науч. труды V Съезда физиологов СНГ. – Сочи, 2016. – Т. 1. – С. 135-136. http://elibrary.ru/item.asp?id=27407608.
4. Картавенко М. В., Чекина А. Д. Определение уровней психоэмоциональной напряженности и стресса // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2008. – № 6. – С.80–83.
5. Кашина Ю. В. Регуляторно-адаптивный статус у студентов-девушек в начале и в конце учебного года // Кубанский научный медицинский вестник. – 2011. – № 4. – C. 118–121.
6. Куценко И. И., Чернобай E. Г. Динамика параметров сердечно-дыхательного синхронизма в разные фазы менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. – 2002. – № 1. – C. 12–19.
7. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвящение, 1990. – 256 с.
8. Pokrovskii V. M. Alternative view on the mechanism of cardiac rhythmogenesis // Heart, Lung and Circulation. – 2003. – Vol. 12 (1). – P. 18–24. DOI:10.1046/j.1444-2892.2003.00192.x
9. Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно- адаптивных возможностей организма. – Краснодар, 2009. – 243 с.
10. Покровский В. М., Пономарев В. В., Артюшков В. В., Фомина Е. В., Гриценко С. Ф., Полищук С. В. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент № 86860 от 20 сентября 2009 года.
11. Покровский В. М., Абушкевич В. Г. Проба сердечно-дыхательного синхронизма – метод оценки регуляторно-адаптивного статуса в клинике // Кубанский научный медицинский вестник. – 2005. – № 7–8. – С. 98–103.
12. Покровский В. М., Мингалев А. Н. Регуляторно-адаптивный статус в оценке стрессоустойчивости человека // Физиология человека. – 2012. – Т. 38. – № 1. – С. 63–66.
13. Садыкова М. Ш., Зигизмунд В. А., Моисеева О. М., Файзиева Ф. T. Функциональное состояние гипофизарно-яичниковой и тиреоидной систем в динамике менструального цикла // Акушерство и гинекология. 1987. – № 3. – C. 36–39.
14. Стеблянко Ю. В. Роль и значение защитных механизмов в процессе стрессоустойчивости // Мир современной науки. – 2011. – № 3. – С. 1–4.
15. Филимонов B. И. Физиологические основы психофизиологии. – М., 2003. – 320 с.
16. Шаренкова Л. А. Состояние сердечно-сосудистой системы студенток технического вуза в процессе обучения на первом и втором курсах // Л.А. Шаренкова, А.Б. Гудков, В. M. Голубева // Экология человека. – 2002. – № 3. – С. 17–20.
17. Шац И. К. Психологический стресс в педагогической среде: технологии, позволяющие сохранить физическое здоровье // Вестник ЛГУ им. А. С.Пушкина. – 2015. – № 2. – С.15–24.
18. Щипков В. А. Оценка динамики регуляторно-адаптивных возможностей женского организма на протяжении менструального цикла // Кубанский научный медицинский вестник. – 2005. – № 3–4. – C. 143–148.
19. Case A. М., Reid R. L. Menstrual cycle effects on common medical conditions // Compr Ther. Spring: – 2001. – Vol.1. – № 27. – P. 65–71.
20. Pokrovskii V. M. Integration of the heart rhythmogenesis levels: heart rhythm generator in the brain // J. Integrative Neuroscience. – 2005. – Vol. 4, № 2. – Р. 161–168.
21. Pokrovskii V. M., Polischuk L. V. Cardio-respiratority synchronism in the evaluation of the regulatory-adaptive status of the organism // J. Integrative Neuroscience. – 2016. – Vol. 15. – № 1. – P. 19–35. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S0219635216500060
Рецензия
Для цитирования:
ТРУСОВА Я.О. ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОК В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА. Кубанский научный медицинский вестник. 2017;1(2):131-135. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2017-2-131-135
For citation:
TRUSOVA Y.O. REGULATORY-ADAPTIVE STATUS OF THE STUDENTS WITH ENHANCED PHYSICAL ACTIVITY. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2017;1(2):131-135. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2017-2-131-135