ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ ТОКАРЬ
https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113
Аннотация
Цель. Оценить влияние производственной практики на адаптационные возможности обучающихся по профессии токарь по динамике регуляторно-адаптивного статуса.
Материалы и методы. У тридцати учащихся юношей в возрасте 18 лет, обучающихся по профессии токарь, изучена адаптация к производственной практике по динамике индекса регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) и по вариабельности ритма сердца. Индекс регуляторно-адаптивного статуса определяли по методике с использованием пробы сердечно-дыхательного синхронизма. Введение индекса регуляторно-адаптивного статуса позволяет оценивать регуляторно-адаптивные возможности количественно и классифицировать как «высокие» (при индексе регуляторно-адаптивного статуса >100), «хорошие» (50–99), «удовлетворительные» (25–49), «низкие» (10–24) и «неудовлетворительные» (≤9). Учитывая, что в соответствии с классификацией Стреляу генетически детерминированные типы высшей нервной деятельности определяют способность адаптации организма к изменяющимся условиям среды, учащиеся были разделены на группы — менее адаптированные (меланхолики, холерики, сангвиники/ холерики, меланхолики/холерики) и более адаптированные (флегматики, сангвиники, флегматики/сангвиники, флегматики/ меланхолики).
Результаты. Установлено уменьшение ИРАС в группе более адаптированных на 24,4%, в группе менее адаптированных — на 38,8%. Соответственно регуляторно-адаптивные возможности организма в группе более адаптированных оставались «хорошими», в группе менее адаптированных становились «удовлетворительными». Вариационная пульсометрия указывала на увеличение индекса напряжения в конце практики, особенно у менее адаптированных обучающихся по профессии токарь.
Заключение. Динамика регуляторно-адаптивных возможностей позволяет оценить процесс адаптации учащихся к производственной практике.
Конфликт интересов: автор заявил об отсутствии конфликта интересов.
Об авторе
О. В. КиекРоссия
Киек Ольга Васильевна
тел.: +7 (861) 262-40- 49, +7 (918) 141-43-21; ул. Черкасская, д. 117/56, г. Краснодар, 350095
Список литературы
1. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков: Руководство к практическим занятиям. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012: 560.
2. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Ибрагимова Е.М., Куликова А.В. Гигиенические и медико-социальные проблемы подготовки учащихся в профессиональных колледжах. Гигиена и санитария. 2009; 2: 26–29.
3. Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин А.В. Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 4(289): 35–37.
4. Рахманов Р.С., Шумских Д.С. Оценка функциональных резервов организма и его неспецифических адаптационных реакций при десинхронозе. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 7(256): 19–22.
5. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников ХХI века: монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; 2017: 170.
6. Трусова Я.О. Регуляторно-адаптивный статус студентов с усиленной физической нагрузкой. Кубанский научный медицинский вестник. 2016; 6(161): 128–131.
7. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. Краснодар: Кубань-Книга; 2010: 243.
8. Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В. и др. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент РФ на изобретение № 86860 / 11.06.2009.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс; 1982: 231.
10. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму). Иваново: Нейрософт; 2017: 516.
Рецензия
Для цитирования:
Киек О.В. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ ТОКАРЬ. Кубанский научный медицинский вестник. 2019;26(1):108-113. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113
For citation:
Kiyok O.V. EFFECT OF INTERNSHIP ON THE ADAPTIVE POSSIBILITIES OF TURNER TRAINEES. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2019;26(1):108-113. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113