Preview

Кубанский научный медицинский вестник

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ ТОКАРЬ

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113

Аннотация

Цель. Оценить влияние производственной практики на адаптационные возможности обучающихся по профессии токарь по динамике регуляторно-адаптивного статуса.

Материалы и методы. У тридцати учащихся юношей в возрасте 18 лет, обучающихся по профессии токарь, изучена адаптация к производственной практике по динамике индекса регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) и по вариабельности ритма сердца. Индекс регуляторно-адаптивного статуса определяли по методике с использованием пробы сердечно-дыхательного синхронизма. Введение индекса регуляторно-адаптивного статуса позволяет оценивать регуляторно-адаптивные возможности количественно и классифицировать как «высокие» (при индексе регуляторно-адаптивного статуса >100), «хорошие» (50–99), «удовлетворительные» (25–49), «низкие» (10–24) и «неудовлетворительные» (≤9). Учитывая, что в соответствии с классификацией Стреляу генетически детерминированные типы высшей нервной деятельности определяют способность адаптации организма к изменяющимся условиям среды, учащиеся были разделены на группы — менее адаптированные (меланхолики, холерики, сангвиники/ холерики, меланхолики/холерики) и более адаптированные (флегматики, сангвиники, флегматики/сангвиники, флегматики/ меланхолики).

Результаты. Установлено уменьшение ИРАС в группе более адаптированных на 24,4%, в группе менее адаптированных — на 38,8%. Соответственно регуляторно-адаптивные возможности организма в группе более адаптированных оставались «хорошими», в группе менее адаптированных становились «удовлетворительными». Вариационная пульсометрия указывала на увеличение индекса напряжения в конце практики, особенно у менее адаптированных обучающихся по профессии токарь.

Заключение. Динамика регуляторно-адаптивных возможностей позволяет оценить процесс адаптации учащихся к производственной практике.

Конфликт интересов: автор заявил об отсутствии конфликта интересов.

Об авторе

О. В. Киек
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Киек Ольга Васильевна

тел.: +7 (861) 262-40- 49, +7 (918) 141-43-21; ул. Черкасская, д. 117/56, г. Краснодар, 350095



Список литературы

1. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков: Руководство к практическим занятиям. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012: 560.

2. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Ибрагимова Е.М., Куликова А.В. Гигиенические и медико-социальные проблемы подготовки учащихся в профессиональных колледжах. Гигиена и санитария. 2009; 2: 26–29.

3. Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин А.В. Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 4(289): 35–37.

4. Рахманов Р.С., Шумских Д.С. Оценка функциональных резервов организма и его неспецифических адаптационных реакций при десинхронозе. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 7(256): 19–22.

5. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников ХХI века: монография. М.: ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; 2017: 170.

6. Трусова Я.О. Регуляторно-адаптивный статус студентов с усиленной физической нагрузкой. Кубанский научный медицинский вестник. 2016; 6(161): 128–131.

7. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке регуляторно-адаптивного статуса организма. Краснодар: Кубань-Книга; 2010: 243.

8. Покровский В.М., Пономарев В.В., Артюшков В.В. и др. Система для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека. Патент РФ на изобретение № 86860 / 11.06.2009.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс; 1982: 231.

10. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму). Иваново: Нейрософт; 2017: 516.


Рецензия

Для цитирования:


Киек О.В. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ ТОКАРЬ. Кубанский научный медицинский вестник. 2019;26(1):108-113. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113

For citation:


Kiyok O.V. EFFECT OF INTERNSHIP ON THE ADAPTIVE POSSIBILITIES OF TURNER TRAINEES. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2019;26(1):108-113. (In Russ.) https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-1-108-113

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1608-6228 (Print)
ISSN 2541-9544 (Online)